Одна из старейших жительниц региона умерла на даче под Можайском

Общество
из личного архива Марии Чикиной

Фото: [из личного архива Марии Чикиной]

Одна из старейших жительниц столичного региона - 105-летняя Мария Ивановна Чикина, награжденная медалью «За трудовую доблесть», скончалась в Можайском городском округе, не дожив несколько дней до любимого праздника – Дня Победы.

Ветеран войны ушла из жизни во сне, не потревожив никого из близких, прибывшей бригаде скорой осталось только констатировать смерть долгожительницы.

Марию Ивановну, 29 марта отметившую свой очередной юбилей, родные берегли как зеницу ока. Бабушку горячо любили и дочь, и внучка, и правнук. В марте прошлого года с началом пандемии старушку перевезли на дачу в деревню Ханево, чтобы ограничить ее контакты. Вместе с дочерью Мария Ивановна прекрасно перенесла самоизоляцию – часто отдыхала в саду в установленном специально для нее кресле, раскатывала тесто, варила бульоны.

Жизнь на даче так понравилась женщинам, что они остались жить в деревне, даже когда пришла осень.

– Бабушка никогда не жаловалась на плохое самочувствие, даже в последние дни жизни, – рассказала внучка Марии Ивановны. – Она ничем не болела, и у нее даже медкарты в поликлинике не было. Единственный раз в 85 лет сломала шейку бедра, попала в больницу, но после операции быстро пошла на поправку.

Близкие говорят, что жизненную закалку их бабуля приобрела во время войны, хоть и не была на фронте. Женщинам в тылу тоже приходилось несладко. В колхозе они работали и за себя, и за мужчин. Война застала Марию Ивановну в родном доме в одной из деревень Смоленской области. Ближайший населенный пункт оккупировали немцы, и как-то ночью в ее дом постучали. Женщина открыла дверь и увидела на пороге двух красноармейцев. Бойцы спустились с парашютами, чтобы под покровом ночи застать врага врасплох. Они развернули перед Марией карту и спросили, знает ли она дорогу, которая ведет к временному немецкому штабу. Женщина сказала, что знает, и, несмотря на протесты матери, которая испугалась, что дочку схватят и убьют фашисты, повела солдат в нужном направлении тайными тропами. Таким образом она внесла весомый вклад в освобождение родной деревни.

Замуж Мария Ивановна вышла уже после войны, переехала с мужем в Долгопрудный, а оттуда в Москву. До самой пенсии работала уборщицей, причем в таком престижном месте, как Елисеевский гастроном.