Охота на беглецов: злоумышленники отслеживают в соцсетях детей, задумавших уход из дома

Общество
Александра Мудрац / ITAR-TASS

Фото: [Александра Мудрац / ITAR-TASS]

Подростков, решившихся на побег, в специальных группах в соцсетях «пасут» взрослые люди. Словно пауки в засаде, они отслеживают потенциальных беглецов, чтобы использовать их в своих, часто преступных целях. Укрывшись за анонимностью интернета, они чувствуют абсолютную безнаказанность. Подробности в расследовании корреспондента «Подмосковье сегодня» Анны Пенкиной.

ИСКАЛИ ВСЕМ РАЙОНОМ

13-летняя Света Конкина (имя изменено) пропала 17 июля из деревни Калинино Серпуховского района, где она гостила у бабушки. В последнее время девочка часто ссорилась с мамой – та заставляла ее работать по дому и в огороде, требовала, чтобы она вовремя возвращалась домой с прогулок. Накануне мать с дочерью сильно повздорили, и женщина запретила ей выходить на улицу. Но Света, улучив момент, отпросилась у бабушки и была такова. Вечером она не вернулась. Не пришла и на следующий день. Родные забили тревогу.

В поиски включились полицейские, волонтеры и неравнодушные жители. Они прочесывали окрестности, расклеивали ориентировки с фотографией Светы. Через несколько дней в правоохранительные органы поступила оперативная информация – ребенок может находиться в одной из квартир Серпухова.

Дверь полицейским открыл 29-летний хозяин жилплощади Николай Савельев (имя изменено). Свету обнаружили запертой в одной из комнат.

«Поругавшись с матерью, девочка через социальные сети познакомилась с компанией ребят из Серпухова, которые предложили ей спрятаться у них. Там к ней в доверие вошел подозреваемый, он убедил девочку отправиться к нему домой», - рассказали в пресс-службе ГСУ СК РФ по Московской области.

Злоумышленник заставил ребенка вступить с ним в сексуальные отношения. Самое удивительное, что свидетелем всему была мать извращенца, но она не вступилась за Свету, утверждая потом, что ни о чем не подозревала. Сейчас Николай арестован, ведется следствие.

СУМКА, КУРТКА, КОЛЬЦО, ПАСПОРТ

А вот 15-летнюю Фарузан Фаридун, пропавшую в Люберцах еще 12 апреля, не нашли до сих пор. В тот день она ушла якобы в школу и с того момента как сквозь землю провалилась.

«Перед исчезновением она удалила со своего телефона, который оставила дома, все фотографии и переписку. В ее шкафу мы нашли список вещей, которые нужно взять с собой, написанный незнакомым почерком: «Сумка, куртка, кольцо, паспорт», - говорит дядя пропавшей Александр Назаров.

Фарузан засекли камеры видеонаблюдения, установленные на московской станции метро «Выхино». Она шла по переходу в компании неизвестной женщины. На этой станции находится автовокзал, с которого можно уехать в любом направлении. Через некоторое время родные девочки получили смс, в котором ее угрожали убить, если они не заплатят 150 тысяч долларов. Больше никаких известий от возможных похитителей не поступало. Следственный комитет возбудил уголовные дела за незаконное лишение свободы несовершеннолетней и вымогательство под угрозой применения насилия.

Эти два ребенка однозначно ушли из дома по своей воле. Но, оказавшись без присмотра родителей, попали в руки криминальных элементов. Сейчас преступники не ловят, как раньше, безнадзорных ребят на улице. Они действуют превентивно, отслеживая детей, которые только хотят убежать. Делают они это через интернет.

МНЕ 13 И ВЫХОДА НЕТ…

В соцсетях есть тематические группы, в которых собираются подростки, желающие совершить побег. Их легко найти в поиске по ключевым словам «уйти, сбежать из дома», «негде жить».

В ленте этих сообществ – квинтэссенция детской боли, отчаяния, непонимания, безнадежности, подросткового максимализма, а иногда и глупости. Орфография и пунктуация этих посланий сохранена.

«Родители пьют и не прекращают, каждый день скандалы, чаще всего мне прилетает. Хочу уйти из дома. 14 лет. Надеюсь найдутся люди».

«Здравствуйте, мне нужно срочно уйти из дома. Мне нужно уже сегодня быть далеко, сроки поджимают, даже в критическом состоянии я понимая что одной мне не справиться. Помогите. Мне 13 и выхода у меня нет».

«Знаю прозвучит глупо, но я хочу уйти из дома. Мне 9 лет. Хочу убежать из дома и не возращаться».

«Прошу отзовитесь!! Мне 15. Возраст не велик. Но накипело... Предел у каждого свой, не судите.... Хочу слинять, планирую пол года, накопила денег, достаточно - не знаю, куда - не знаю, на сколько - не знаю, зачем - заколебали все(((».

«Мне 11 лет постояна сорюсь с мамой хочу сбежать».

«Ребят. Я в 8 классе. Давно хочу уйти из дома, меня всегда бьют, орут на меня, срываются на мне. На первое время подскажите как жить дальше? Город Люберцы».

ПОДСЕЛЮ ЮНУЮ ДЕВУШКУ

И эти детские жалобы перемежаются постами взрослых «доброхотов», которые предлагают помощь, кров, деньги.

«Подселю одну юную девушку для уюта. Заботиться буду. Москва».

«Помогу жильем тем, кто хочет уйти из дома. Безвозмездно. Тобишь даром :))) Одна комната пустует. Подробно в ЛС».

«Есть девушки в Москве которые сбежали и им негде жить? Готов приютить у себя и помогать материально. Пишите в л.с.».

Насколько безвозмездны подобные предложения? Чтобы проверить это, корреспондент «Подмосковье сегодня» создал страницу от лица девочки-подростка и опубликовал пост в одной из таких групп: «Бегу в москву. дотуда добросят, но нужно у кого переконтоватся неделю, две. деньги немножко есть. мне 15 лет».

Результат не заставил себя ждать. Уже через пару часов в личные сообщения пришло два письма. Первый мужчина, назвавшийся Сервером, живет в Москве, рассказал, что работает менеджером в крупной компании, снимает двухкомнатную квартиру и может приютить меня. Поначалу его смутил возраст, мол, «меня за тебя посадить могут». Спрашивал о родителях. Потом забросил удочку: «Будь осторожней, полно маньяков, всем нужен только секс». И без паузы: «Или ты готова на секс с кем будешь жить в Москве»? Мужчина был готов принять меня только после однозначного ответа на свой вопрос.

ИНТИМ ПРЕДЛАГАТЬ

Второй «меценат», предложивший подселить меня к себе в Москве, выступавший под ником Джин Красный, оказался старожилом сообщества. Вся лента группы пестрит его постами и комментариями о том, что он приютит у себя юную девушку. И как настоящий профессионал, сразу же пресек все возможности попадания нашего общения в поле зрения правоохранительных органов.

«Только не мети нигде свою страницу и не звони со своего телефона - найдут сразу. Открой «левую» страницу и с нее напишешь», - первым же сообщением предупредил мужчина.

Сначала Джин говорил, что приютит меня только за готовку и «приятную компанию». Но когда я ответила, что готовить не умею, спросил, какой тогда будет ему бонус меня «вписывать» (подселять - на молодежном сленге). Ответ был уклончивый, мол, не обижу. Джин моментально сделал соответствующие выводы: «Если будет интим, то ок, я могу и финансово помогать в таком случае». Поначалу он тоже пытался делать вид, что его смущает мой возраст. Но потом успокоился: «Если все сделаешь красиво, что никто не найдет, по 15 тысяч буду подкидывать. Фото только пришли, а то вдруг ты толстая». А потом признался, что договорился о подселении еще с двумя девочками, я вроде того, буду третьей. Наверное, набирал гарем.

Откликов было много. Писали якобы подростки обоих полов, договаривались убежать вместе. Анкеты у всех одноразовые, фейковые. Кто в реальности «сидит» за фотографиями детей – неизвестно.

В этой группе есть и рассказы ребят, которые делятся своим опытом уходов из дома. Чаще он страшный. Одна девочка пишет, что ее во время побега чуть не продали в сексуальное рабство в бордель, хорошо, что добрые люди спасли. Другая рассказывает жуткую историю, как сбежала со старшим братом, скиталась по улице, денег не было, голодали. И как-то брат пришел с едой и деньгами. А потом его задержала полиция. Оказалось, что подросток залез на склад, убил сторожа и вынес все ценное. Теперь парень сидит в тюрьме.

Вот и получается, что на каждого ребенка, решившегося на побег из дома, приходится с десяток людей, готовых ему «помочь». И почти со стопроцентной вероятностью эта «помощь» окажется опасной для его здоровья, психики, а возможно, и жизни.

СПИСОК ПОТЕРЬ РАСТЕТ

По России сейчас числятся пропавшими без вести десятки несовершеннолетних. Каждый случай исчезновения ребенка индивидуален.

«Есть те, кто уходит к друзьям и знакомым, отсиживается у них. Есть те, кто бежит в никуда. Скитаются по подвалам и чердакам, ночуют на улицах и вокзалах с бомжами», - рассказывает диспетчер ассоциации «Поиск пропавших детей» Марьяна Шевсова.

По словам Марьяны, особая категория несовершеннолетних беглецов – это те, у кого есть деньги. Их они или украли у родителей или сэкономили «на обедах». Вот этим проще всего. Они могут снять комнатку или койко-место у «сердобольных бабушек». Причем эти бабушки совершенно не задаются вопросами, что предоставляют кров жильцам, заведомо находящимся в розыске.

«ДОБРЫЕ» ВЗРОСЛЫЕ

Самые популярные направления у беглецов – Краснодарский край, где тепло, солнце и море, где романтика путешествий, и Москва – город возможностей. Добираются до мест своей мечты дети в основном автобусами и электричками, то есть тем транспортом, где можно проехать «зайцем» и не требуют паспорт при покупке билета. Также ребята путешествуют автостопом и с помощью сервисов типа «Бла-бла-кар». И здесь взрослые подвозят несовершеннолетних из желания подзаработать или извращенно понимаемой доброты.

Так же безответственно поступают люди, предоставляющие детям работу, например, по раздаче листовок. Устроиться можно с 14 лет, имея паспорт и официальное разрешение от родителей. Вот о последнем некоторые работодатели могут и «забывать».

«Такие сотрудники им даже выгодны. Они находятся в заведомо зависимом положении. Их можно обмануть с зарплатой, а если начнут качать права, то пригрозить сдать родителям», - говорит Шевсова.

Но с легальной работой везет далеко не всем беглецам. Многих похищают банды профессиональных нищих, заставляя потом попрошайничать по электричкам и вокзалам. Уйти от таких преступников не удается даже взрослым, здоровым людям, не говоря уже о запуганных детях. Поэтому, увидев ребенка в подозрительной ситуации, нужно сразу звонить в полицию.

И да, сейчас абсолютное большинство побегов несовершеннолетних происходит при предварительной подготовке в социальных сетях.

«Мы знаем о группах беглецов. Постоянно их мониторим. Бывало, находили ребят через них, проводя настоящую детективную работу. Но чаще просто вступаем там в контакт с мальчиками и девочками, решившимися на побег, и общаемся с ними. Некоторых удается отговорить», - подтверждает Марьяна.

По мнению Шевсовой, такие группы опасны и асоциальны. Их необходимо блокировать, причем не через сложную процедуру жалоб в Роскомнадзор, а сразу, автоматически, по ключевым словам. Этим можно спасти немало детских жизней.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Елена СТЕПАНОВА, член Ассоциации психологов Подмосковья, психолог, эксперт рабочей группы по профилактике распространения противоправного контента в сети Интернет:

- Проблема подростковых побегов из дома существует давно. Сейчас мы видим, что меняются формы и способы побегов. Интернет «приходит на помощь» подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, или тем, кто просто стремится к приключениям.

Весьма распространено ошибочное мнение о том, что лишь подростки из семей, находящихся в социально опасном положении, становятся «беглецами». Отнюдь…

Побеги часто носят защитный характер, иногда они используются подростками как протест, привлечение внимания к себе и своим проблемам.

Почему подростки попадают в «группы побегов» в социальных сетях? Нормальной потребностью человека в подростковом возрасте являются стремление к принадлежности той или иной социальной группе, чувство общности взглядов и мнений с кругом сверстников. Наряду с этим повзрослевшие дети стремятся к самостоятельности, новым впечатлениям, знакомствам. Реализация всех этих потребностей и предоставляется им в соцсетях.

Появляются в группах и взрослые люди, стремящиеся «помочь». По комментариям и постам можно понять, что основной мотив так называемых «кураторов» и «сочувствующих» - вовлечение несовершеннолетних в различные виды противоправных действий. Наиболее распространенной платой подростка за временно предоставленное жилье являются сексуальные отношения с «приютившим» человеком. Об этом открыто говорится в группе, обсуждаются детали и «взаимовыгодные» условия! Другими опасностями, потенциально подстерегающими подростков, совершающих побег и ищущих временное жилье, являются употребление психоактивных веществ, сексуальное рабство, порнография и тому подобные явления.

Поделиться