Опасные кумиры: почему подростки романтизируют преступников и как с этим бороться

Общество
© Максим Богодвид/РИА Новости

Фото: [© Максим Богодвид/РИА Новости]

Тревожный тренд распространяется в соцсетях: подростки романтизируют Ильназа Галявиева, расстрелявшего школьников и учителей в казанской гимназии. Почему некоторые дети посвящают ему фан-страницы, чем чревато такое отношение и как действовать родителям, наш корреспондент выяснял у экспертов.

НА ВОЛНЕ ХАЙПА

Трагедия в Казани случилась 11 мая, а уже неделю спустя в социальных сетях начали появляться фан-страницы в поддержку 19-летнего стрелка. Девочки-подростки признавались в симпатии к преступнику, искали оправдания его поступку, обрамляли фото Галявиева сердечками. За просмотром подобного контента обнаружила свою 15-летнюю дочь и жительница Ногинска Алла Карпенко.

– Я пришла в ужас и начала выяснять, почему дочка вообще это смотрит. Она же с неожиданным рвением кинулась защищать преступника и оправдывать. Мол, многие девочки в ее классе считают его жертвой, – говорит Алла. – Я не смогла переубедить дочь самостоятельно, мы поссорились. Пришлось обратиться за помощью к психологу.

В Комитете Мособлдумы по вопросам государственной власти и региональной безопасности сообщили, что ожидали подобной реакции в обществе.

– В какой-то степени здесь сработали и средства массовой информации: в Сети, особенно в «желтых» изданиях, появилось много непроверенных "фактов". А, как известно, чем невероятнее ложь, тем охотней люди в нее верят, – поясняет эксперт. – Стремясь к хайпу, некоторые СМИ начали героизировать казанского стрелка, хотя в нем нет абсолютно ничего героического. Это глубоко несчастный человек, который не нашел себя в этой жизни и пошел по пути разрушения.

ВИРУСНЫЙ МУСОР

Причину нездорового молодежного увлечения юрист, член Общественной палаты Московской области Алексей Стрелков поясняет термином «гибристофилия». Он используется в психиатрии для обозначения неудержимого влечения к людям, совершившим тяжкие преступления. Один из ярчайших примеров массового его проявления связан с именем американского маньяка Теда Банди, на счету которого – 36 убийств. За восемь лет, в течение которых Банди ожидал оглашения смертного приговора, он получил более 1,5 тыс. писем от своих фанаток и даже успел жениться на одной из них.

– Опасность этого явления проявляется в том, что личности, склонные к гибристофилии, как правило, сами близки к психопатии, антисоциальному поведению, а также, как показали исследования психологов, обладают истероидной личностной структурой, – поясняет Стрелков. – И если пассивное проявление гибристофилии проявляется исключительно в склонности оправдать убийцу, то активное проявление уже толкает на оказание помощи преступнику в его деяниях.

К сожалению, перед лицом современной молодежи уже не осталось былых кумиров ни в спорте, ни в искусстве, ни в музыке, отмечает эксперт. Интернет кишит хайповым мусором, за который очень многие цепляются.

– С приходом таких платформ, как TikTok, информация разносится словно вирусная зараза, – добавляет Стрелков. – И даже если некоторые девочки-подростки и не соответствуют психиатрическому портрету людей, склонных к гибристофилии, то они с удовольствием следуют веяниям трендов социальных сетей. Так и появляются подобные Галявиеву «кумиры».

ДАЙТЕ РЕБЕНКУ ЛЮБОВЬ

Впрочем, далеко не все подростки склонны романтизировать преступное поведение, отмечает ведущий психолог-консультант Электростальского центра психологии и судебно-психологической экспертизы «Древо жизни» Марина Барышева.

– У родителей со здоровой ценностно-смысловой сферой, в функциональной семье дети сделают единственно адекватные выводы из подобной ситуации – сопереживание пострадавшим и осуждение преступного поведения, – поясняет психолог. – А вот девочки из дисфункциональной семьи будут стремиться получить то, чего им не хватает в рамках близких родственных отношений – внимание, душевную теплоту, приятие, любовь.

Психолог подчеркивает: подростки, знакомые с насилием разного уровня, придерживаются поведения жертвы. Они очень часто увлекаются преступниками и психопатами, которые притягивают их даже своим внешним видом.

Чтобы обезопасить детей от подобного контента в интернете, Барышева советует воспитывать их так, чтобы подобная информация даже не привлекла их внимания или вызвала отвращение на первых секундах просмотра. Не нужно забывать и про фильтры контента и программы для отслеживания поведения ребенка в интернете.

– Но самое главное – нужно делать все возможное, чтобы собственная семья каждого из нас стала здоровой и чтобы именно в семье ребенок удовлетворял потребность в любви и приятии, а не искал их на стороне, в объятиях мерзавцев, – напоминает психолог.

– Подростковый и юношеский возраст – самый сложный в жизни человека, - рассказали в Комитете Мособлдумы по вопросам государственной власти и региональной безопасности. - В наших школах же, к сожалению, пока не хватает квалифицированных психологов. Не зря даже президент России Владимир Путин озаботился этой проблемой, в результате чего было принято решение о введении должности заместителей директоров по воспитательной работе. Безусловно, заниматься воспитанием ребенка, укреплением его психики нужно ежедневно и ежечасно. Однако очень важно вовлечь в этот процесс и родителей. Ведь если после школы ребенок уходит домой, где он брошен и никому не нужен, эффект от воспитательной работы будет минимален.

Романтизация преступной среды появилась не сегодня, напоминает уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова.

- Вспомните 90-е и фильм «Бригада» или мультфильм «Бременские музыканты» с его «романтикой большой дороги». Наша задача – не дать развития этим течениям, предложить подросткам что-то, что увлечет их больше, чем образ преступника. Привлекать к волонтерской работе, больше рассказывать о других, правильных, историях, настоящих героях, тех, кто спасает людей в пожарах, от преступников или на водоемах, кто помогает старикам, детям-инвалидам, что-то изобретает, ставит спортивные рекорды – таких у нас много. Я надеюсь, что такие ролики – все-таки не массовое явление и вызваны скорее недостатками воспитания и желанием хайпануть. Кроме того, всем важно понимать, что если они разделяют взгляды преступника, публично одобряют его поступок, то и их могут привлечь к ответственности, - говорит Мишонова.