Опять удаленка: переход на дистанционную работу не вызывает сложностей у работодателей

Общество
shutterstock.com

Фото: [shutterstock.com]

Из-за сезонного подъема заболеваемости коронавирусом власти Московской области рекомендовали региональным организациям снова перевести на удаленку максимальное количество сотрудников. В первую очередь – людей старше 65 лет и тех, кто имеет хронические заболевания. Полученный весной опыт пойдет работодателям на руку, считают эксперты. Выясняем, чего еще ожидать на рынке труда региона.

ПРЕЦЕДЕНТ БЫЛ

Еще весной многим организациям региона для перехода на дистанционный формат пришлось по-новому устраивать работу: внедрить всевозможные цифровые системы, проанализировать обязанности персонала и так далее, подчеркивает вице-президент, исполнительный директор Торгово-промышленной палаты Московской области Валерия Гулимова.

– Работа сотрудников в большей степени стала оцениваться не по признаку присутствия, а по KPI ( ключевым показателям эффективности. – Прим. ред.). Прецедент был, регуляционный этап уже пройден, и это должно помочь, – говорит Гулимова.

Как отмечает директор по продажам и маркетингу ANCOR Наталья Щербакова, протестировав удаленный режим, многие работодатели поняли, что его не нужно бояться. Выяснилось, что люди умеют работать эффективно вне офиса.

– Согласно одному из наших последних исследований, проведенному в сентябре, в 89% компаний сотрудники в период карантина смогли мобилизоваться и показали высокую эффективность работы, – говорит Щербакова.

ПО СВОЕМУ СЦЕНАРИЮ

Сегодня речь идет не об отраслях, которым проще перейти на удаленку, а о конкретных отделах внутри организаций, отмечает Валерия Гулимова. В первую очередь это, как и весной, касается бэк-офиса: бухгалтеров, делопроизводителей, юристов, сотрудников отделов закупок, HR-менеджеров. Ранее Гулимова отмечала, что часть подмосковных компаний уже задумалась о переводе подобных сотрудников на аутсорсинг.

При этом режим самоизоляции позволил убедиться, что даже компании из сфер, ранее широко не практиковавших дистанционную работу, способны с ней справиться.

– Можно отметить финансово-банковскую сферу с ее достаточно консервативными стандартами работы. В том числе из-за повышенных требований к защите информации, – отмечает Наталья Щербакова. – Пандемия послужила мощным триггером для активного внедрения новых технологий и рабочих форматов для этой сферы.

Однако если крупные организации способны практически безболезненно отправить часть сотрудников на дистанционку, то малому бизнесу приходится сложнее.

– Например, это невозможно для пищевого предприятия, где работает всего один повар. Его просто некем будет заменить, – подчеркивает Валерия Гулимова

Невозможно сказать точно, потребуется ли ввести в Подмосковье более жесткие меры, чтобы противостоять коронавирусу. Однако режим самоизоляции позволил убедиться, что стандартного сценария действий у работодателей в подобной ситуации быть не может.

– Некоторые были вынуждены сокращать персонал, другие, наоборот, озаботились активным наймом, отвечая на новые вызовы, – подчеркивает Щербакова. – Были и компании, которые концентрировались максимально на поддержании мотивации сотрудников, объявив мораторий на найм и увольнения.

ОСОЗНАВАТЬ РИСКИ

По словам эксперта, в некоторой степени пандемия позволила работодателям выдохнуть. Соискатели стали скромнее в своих зарплатных ожиданиях, заняли более консервативную позицию в плане рассмотрения и принятия новых предложений о работе. Не заводят разговоров о повышении заработной платы со своими руководителями.

– К сожалению, много людей осталось без работы в первую волну дистанционки, – говорит Щербакова. – Но исключение составляют самые востребованные сейчас специальности: разработка программного обеспечения, продвижение в онлайн-пространстве и курьерская доставка. В этих областях заработные платы продолжат расти ввиду острой конкуренции за персонал.

Очевидно, что возвращения всеобщего режима самоизоляции сегодня не хочет никто. Негативный эффект подобных мер может оказаться даже больше, чем прямые последствия инфекции, считают некоторые эксперты.

– В этом плане совершенно правильно защищать в первую очередь уязвимые группы населения, а всем остальным продолжать работать. Осознавая риски, усиленно соблюдая меры гигиены, социальную дистанцию, масочный режим, – подчеркивает Валерия Гулимова. – Уже невозможно замораживать хозяйственную активность предприятий в профилактических целях. Массовая блокировка работы предприятий возможна только в самом крайнем случае.

В ситуации неопределенности соискатели могут занять выжидательную позицию, подчеркивает директор по продажам и маркетингу ANCOR Наталья Щербакова. Иногда даже отказываться от привлекательных предложений о трудоустройстве, опасаясь, что в случае ухудшения положения компании последний нанятый может стать первым уволенным.

– Мы все – власти, бизнес, обычные граждане – заинтересованы в том, чтобы наши предприятия и соцучреждения продолжали работать, а люди получать зарплату, – говорит председатель Комиссии по науке и образованию, промышленности, развитию наукоградов и инновациям Общественной палаты Московской области Олег Стогов. – Для нас это круговая порука. Однако не все хотят соблюдать меры, предписанные для снижения эпидемиологического порога. Между тем дальнейшее развитие событий в большей степени зависит не столько от решений, принятых властями, а от нашей с вами ответственности.