От реальности не уйти: продолжит ли Подмосковье с сентября учиться онлайн и что об этом думают областные педагоги
Учебный год давно закончился. Только дети, родители и педагоги выдохнули – освоить дистанционное обучение, хоть и не без проблем, удалось, как по школьным чатам и в социальных сетях начали распространять информацию, что в сентябре снова придется учиться онлайн. И даже, что все образовательные учреждения в стране планируют полностью перевести на удаленку. И хотя на днях президент Владимир Путин лично отметил, что такого не будет, некоторые мамы и папы с опасением ждут нового учебного года. Действительно ли есть основания для переживаний, мы узнали у подмосковных экспертов.
БУДЕТ СЛОЖНО
Тае Восканян девять лет, с марта по май она отучилась вместе с братьями дистанционно. Это время мама вспоминает с неохотой.
– У нас три комнаты, два компьютера, – говорит Мия Восканян из Красногорска. – У старших мальчиков совпадали занятия, и им приходилось учиться через день. А Тая, оказалось, и вовсе не может воспринимать информацию на расстоянии. Я созванивалась с учителем, и она мне объясняла, как разложить по полочкам тему ребенку. Я даже представить не могу, что будет, если в самом сложном третьем классе начальной школы продолжится онлайн-учеба.
Как говорит детский психолог из Одинцово Виталий Покров, такая проблема, как у Таи, характерна для детей разного возраста.
– Тут дело в особенности восприятия, – говорит Виталий. – В классе, под взглядом учителя, в присутствии одноклассников такие дети собираются, организуются. А дома они не могут этого сделать. Им невероятно сложно учиться онлайн, почти невозможно. Поэтому родителям приходится контролировать процесс непрерывно.
Еще один подводный камень постоянных онлайн-уроков – отчуждение детей от реальности. Современные ребята массу времени проводят в Сети и оказываются не способны общаться друг с другом. Дистанционка только усиливает этот эффект.
– Это удар по социализации ребенка, – продолжает Покров. – В школе ему надо налаживать контакт с одноклассниками, отстаивать себя, свою точку зрения, может, даже защищать свои взгляды. А при общении через монитор этого делать почти не надо. В итоге человек может быть не готов к реальности. И учителя понимают это лучше других.
НЕ ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМА
Но, конечно, есть в дистанционке и плюсы, считает учитель истории и обществознания химкинской гимназии № 9 Григорий Назаров.
– Дистанционная система хороша для ребят, которые уехали на сборы или в путешествие с родителями. Это шанс не пропускать программу, – говорит Назаров. – Но совершенно очевидно, что существует технологический момент. Не все родители могут купить ребенку ноутбук, и школа не в состоянии их заставить сделать это.
Спасением в период пандемии в Подмосковье стала инициатива губернатора выдавать детям школьные компьютеры под расписку. Но если дистанционное обучение стало бы постоянным, на то, чтобы обеспечить всех нуждающихся учеников, ушло бы немало времени.
– Второй аспект – это здоровье, – продолжает он. – Онлайн-обучение предполагает проведение большого количества времени у монитора, что не полезно. Многим родителям трудно дома создать условия для обучения – удобный стол, стул, тишину. Внимание рассеивается, ребенок нервничает. Успеваемость хромает. Встает вопрос и о том, как оценивать знания дистанционно.
Зато онлайн-занятия дают возможность болеющему учителю при желании не прерывать уроки с ребятами. Хотя педагогам тоже на дистанционке приходится не просто.
– Объяснять историю на пальцах, а уж тем более химию или физику, просто невозможно. Надо тщательно готовиться. Я, например, делал презентации, причем с учетом, что один ребенок станет ее смотреть на компьютере, а другой на телефоне. И она должна быть понятной и содержательной, – вспоминает Назаров.
Еще один важный нюанс – потеря атмосферы личного общения.
– В школе это происходит само собой. На перемене, после уроков. Ты даже этого не замечаешь. А на удаленке пришлось создавать отдельные чаты. Мы там с ребятами по пять часов разные темы обсуждали. Но атмосфера все равно не та, – говорит Назаров.
Вердикт педагога – дистанционный формат может стать важной формой образовательного процесса, но не приоритетной.
ТЕХНОЛОГИИ БЕЗ ТРАДИЦИЙ
Согласна с ним и директор Физтех-лицея им. П. Л. Капицы в Долгопрудном Марина Машкова.
– Учитель не может выдать столько детям через экран компьютера, сколько при очном обучении, – считает она. – Пока нельзя переводить наше образование фундаментального академического уровня на дистанционку.
При этом Машкова не исключает онлайн-обучение для детей, которым это необходимо по жизненным показателям.
– Есть дети, которым из-за болезней, психологических проблем трудно заниматься очно, – говорит директор. – Для них это выход. Или для ребят, которые вынуждены уехать по каким-то причинам, но процесс прерывать не хотят. Но делать такую систему основой – нет. Мы в лицее приветствуем технологии, но и традиции отменять не стоит. И со мной согласны все мои преподаватели.
Официально
Пресс-служба Министерства образования Московской области:
– В Подмосковье перевод учащихся на дистанционное обучение не планируется. Вместе с тем в регионе будет проводиться работа по совершенствованию имеющихся электронных информационных систем, таких как Школьный портал Московской области, сервис «ДЗ-Онлайн», а также развитию сервисов для коммуникации с родителями учащихся и учителями.