Можно ли есть ягоды, купленные на развалах?
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy83L2Q4L2QzLzE1MDAwNDczMjUzMTM1MDIyNjU4Ny5qcGc.webp)
Фото: [Кирилл Искольдский / Подмосковье сегодня]
В попытках узнать, безопасны ли черешня и черника, которые продаются на улицах, корреспондент «Подмосковье неделя» Екатерина Никитина побывала в нескольких подмосковных городах.
Обычно люди покупают ягоды на улице из соображений экономии. К примеру, если в подмосковных магазинах килограмм черешни продается за 200-250 рублей, то у уличных торговцев можно найти и за 180. В Мытищах, видимо, знают эту потребительскую слабость, поэтому часто разворачивают мелкий бизнес прямо у железнодорожной станции, чтобы успеть соблазнить потенциального покупателя ягодами еще до того, как он дойдет до магазина. В этот город мы и отправились первым делом.
То ли погода для уличной торговли оказалась нелетной, то ли 11 часов утра – не самое удачное время для ягодного бизнеса, типичного развала у платформы мы не обнаружили. Но на лестнице, при выходе из ТПУ (транспортно-пересадочного узла), красовался ящик с аккуратно распределенными по пластиковым стаканчикам различными ягодами. Внизу, в метрах четырех от точки, увлеченно болтали две женщины, краем глаза следя за товаром.
- Здравствуйте, а почем ягоды? - спрашиваем у женщины.
- 100 рублей стаканчик.
- А документы какие-нибудь у вас есть на товар? Я же должна знать, что он безопасный, а то люди в Москве черешней травятся. Или хотя бы разрешение на торговлю?
- Да, конечно, есть. И разрешение на торговлю тоже. Но они все у хозяина точки, он сейчас уехал за товаром. Будет через полчаса, подходите.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy83LzljLzdmLzczMzE4MjIxNTAwMDQ3MjM0LmpwZw.webp)
Скоротать время мы решили на местном сельскохозяйственном рынке, расположенном недалеко от станции. У здешних продавцов уж точно должны быть все необходимые сертификаты! Сразу же отправились к лоткам с черешней. Одна продавщица усиленно рекламировала свой товар:
- Вкусная черешня! Сладкая! Из Азербайджана!
- Документы есть на ягоды? Ну, например, фитосанитарный сертификат?
- Есть накладные. Сертификатов не бывает, потому что мы привозим по три ящика всего. У нас есть лаборатория, там и уточняйте и про сертификаты, и про все. Они берут у нас пробы.
Не теряя надежду найти лоток, где не страшно покупать ягоды, мы продолжили поиски. Однако и на второй точке документы нам показать не смогли. На третьей продавщица добровольно предъявила медкнижку, но больше ничего.
От нашей настойчивости женщины в чепчиках и фартуках начали злиться.
- Дэвушка, на каком аснавании вы просите дакументы? – нехорошим взглядом посмотрела на меня упитанная дама кавказской внешности.
Сославшись на закон о защите прав потребителей, я услышала: «Да мне наплэвать!» Это мы еще ничего не говорили о законе о СМИ, но нас уже послали… в администрацию рынка.
- А вот как раз начальник администрации, с ним и поговорите, - указала на мужчину в рубашке другая продавщица.
Однако местный шеф тоже оказался не очень общительным – «все документы на оптовых базах». Что мы от него хотим? Если есть желание пообщаться, мы должны подойти через час, после важного совещания. И вообще он очень спешит.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy83LzUyLzMxLzIzMzQ2MjMxNTAwMDQ3MjcyLmpwZw.webp)
Следующим пунктом нашего расследования стал Королев. Эпицентром нелегальной торговли здесь, как и в других городах, можно назвать пристанционные площадки и территорию рядом с рынком. Вот бабушка в устроилась с клубникой в подземном переходе. Дед торгует земляникой возле ларька. Двое кавказских мужчин встали поодаль от своей черники - вроде бы они и ни при чем, но если очень надо, продадут.
- Откуда ягоды?
- Падмасковье, дэвушка.
- Разрешение на торговлю есть?
- Нэт! – признается торговец.
- У вас нет документов, а как покупателю понять, что черника безопасная? Может, она радиоактивная.
- Она растет в глубине леса, там все нормально.
- Харошая черника. Влядимирская область, - подошел коллега моего продавца.
- Стоп, как Владимирская? Вы же сказали подмосковная.
- Ну гдэ-то там собирали. Это же рядом. «Пачти Влядимирская область» называются земли.
Оказывается, подобные «предприниматели» не только продают ягоды без разрешений на торговлю, но еще и слабо представляют, где они росли, какими руками их собирали и какой путь пришлось проделать продукту, прежде чем оказаться на несанкционированном прилавке.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxNy83L2U5LzI0LzI1MDAzMDE1MDAwNDcyOTcuanBn.webp)
Решаем найти начальника железнодорожного участка, чтобы узнать, почему нелегальные продавцы так вольготно себя чувствуют на его территории. Для этого нам пришлось отправиться на соседнюю станцию Подлипки-Дачные, где находится его контора.
- Несанкционированная торговля? Этот вопрос совершенно не ко мне, - заявил железнодорожный начальник, который представился Михаилом Максимовичем. – Вот у меня посадочная платформа, там торговцев нет. Мы занимаемся перевозками, а вся эта торговля – прерогатива полиции.
Ничего не оставалось, кроме как позвонить в Центральный отдел полиции УМВД России по г.о. Королев и уточнить, какие меры там предпринимают для борьбы с незаконной уличной торговлей. Оперативный дежурный по фамилии Егорев записал, где мы увидели уличных торговцев, и пообещал, что по моему обращению будет проводиться проверка.