Педагог из Химок представит Подмосковье на конкурсе «Учитель года России»

Общество
Григорий Назаров/vk.com

Фото: [Григорий Назаров/vk.com]

Преподаватель истории и обществознания из гимназии № 9 Григорий Назаров в прошлом году вошел в пятерку победителей областного конкурса «Педагог года». В этом году у Назарова новая планка, теперь уже федерального уровня. О профессии, любви к гаджетам и о том, как стать для школьников другом и наставником, с учителем года поговорил корреспондент «Подмосковье сегодня».

НА РАБОТУ КАК НА ПРАЗДНИК

Григорий уже в десятом классе спорил со своим педагогом Галиной Черемисиной о том, кто из них лучше проведет урок по Столыпинской реформе. С тех пор как Назаров вернулся в родную школу в качестве учителя, молодой специалист ни дня не жалел о выборе профессии.

– Я пришел работать в школу в 2013 году стажером, – говорит Григорий. – Трудился бок о бок с моим классным руководителем Галиной Черемисиной, которая учила мою маму и сестру. Я уверен, что сделал абсолютно верный выбор по одной причине: на работу хочется идти каждое утро, невзирая на облачные аномалии, загруженность уроками и дополнительные занятия. Этим пониманием, кстати, стараюсь заразить и детей, ведь мы проводим на работе треть суток. Единственная сложность – совмещение научного и педагогического путей. Совсем не хватает времени для завершения начатой диссертации. Но все еще впереди!

Впереди у Назарова и конкурс «Учитель года России», финал которого пройдет в Санкт-Петербурге с 24 сентября по 3 октября и завершится в Москве 4–5 октября. К состязанию молодой учитель настроен философски.

– Доказывать вообще никому и ничего не следует, – уверен Григорий. – Даже себе. Я с пяти лет соревнуюсь: сначала в хоккейной секции за место в первой пятерке, потом в народном хоре за солирование в песне «Ай на горе», затем в музыкальной школе за участие в поездке оркестра баянистов-аккордеонистов в Грецию и Македонию. Поэтому, наверное, любое соревнование теперь воспринимаю не как борьбу за места, а возможность углубить знания, расширить горизонты, познакомиться с новыми людьми, посмотреть на собственную работу со стороны и «отрефлексировать» собственный педагогический опыт. Все это не отменяет ответственности и стремления продемонстрировать через свое выступление опыт нашей областной системы образования, трансляцию которого я бы всячески поощрял и расширял.

«ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ»

На занятиях одного из лучших педагогов области ученики в поисках ответа на вопрос роются не в учебниках, а в телефонах. Подопечные Назарова сидят в соцсетях по делу – оценивают в опросе экономические системы периода правления Хрущева.

– Идея пришла очень быстро и просто – дети рождаются в интернет-среде, – говорит педагог. – Усилил это понимание факт наличия племянника, который уже в четыре года научился снимать видео и выкладывать их в какую-то страшную программу, где они ставят себе лайки. А поскольку большинство подростков примерно с 11 лет около трех часов в день тратят на общение в соцсетях, то каждому педагогу очевидно, что в современном детском мире часто работают совсем другие правила и нормы.

Поэтому молодой учитель, выпускник исторического факультета МГУ им. Ломоносова решил направить интернет-зависимость подростков в нужное русло.

– Из моего проекта видно: активность посещения образовательных социальных групп уменьшается по мере взросления детей, – рассказывает Назаров. – Если в 8–9 классе ребята активно участвуют в жизни группы, оставляют комментарии, лайкают записи и публикуют собственные новости, то в 10–11 классе подросткам куда интереснее выступить публично, поделиться новостью непосредственно на уроке. Один мальчик, долго оставлявший комментарии в одной из таких групп, в какой-то момент написал мне: «Григорий Андреевич, я устал писать огромные сообщения и ломать глаза. Завтра встретимся на уроке, и я четко аргументирую свою позицию по Холодной войне». И это в моем понимании – важнейший результат использования «цифры».

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

По мнению Назарова, главный аспект в воспитании детей – это глубина и искренность проживания.

– Современные дети как никто из предыдущих поколений, которые стремились изменить мир к лучшему, очень высоко ценят откровенность и справедливость, – говорит Григорий. – Негодяя-учителя они, как отметил Евгений Ямбург (заслуженный учитель РФ, академик Российской академии образования. – Прим. ред.), выкинут очень быстро. Время, когда слово учителя кардинально расходится с его каждодневной жизненной практикой, уходит, и чем быстрее мы это осознаем, тем больше шансов сохраним для сокращения все увеличивающего разрыва между поколениями. Детей нужно не готовить к жизни, а проживать ее здесь и сейчас.

Назаров снова приводит в пример свою учительницу, с которой когда-то спорил о том, кто лучше справится с уроком по Столыпинской реформе.

– Галина Анатольевна не знала гаджетов, а электронную доску использовала крайне редко, – отмечает Григорий. – Но она уважала каждого из нас, видела в каждом личность со всеми положительными и отрицательными проявлениями. Она интересовалась нашими успехами и неудачами, ругалась и не разговаривала с нами, когда мы отказывались признавать чей-либо авторитет. Слушала наше не всегда рациональное мнение по любому вопросу, учила слушать и слышать всех, кто есть в нашей жизни или станет ее частью. Удивительное дело, но ее «моральное ворчание», как мы говорили в девятом классе, сейчас возникает из ниоткуда в самых сложных жизненных ситуациях, когда необходимо сделать выбор. Именно поэтому я изо всех сил стараюсь продолжить традицию и культуру работы Галины Анатольевны. Жизнь ведь всегда ходит по кругу!

– Система образования в Подмосковье всегда была на достойном уровне, – говорит губернатор Московской области Андрей Воробьев. – Но, как мы все знаем, только стабильность является признаком мастерства. Наша задача – через общение, через переобучение, повышение квалификации, привлечение самых талантливых, самых пассионарных педагогов, директоров школ двигаться дальше, бороться за лидерские позиции, чтобы мы достойно выглядели не только на общероссийском фоне, но и на мировом.