Педагог из Пушкино стала лучшим учителем иностранного языка в Подмосковье
Фото: [из личного архива Александры Филипченко]
Учитель французского языка из пушкинской гимназии № 10 Александра Филипченко стала лауреатом премии губернатора Московской области «Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов». Победительница рассказала корреспонденту «Подмосковье сегодня», чем современная школа отличается от школы ее детства, как преподавать язык, чтобы дети не заскучали на уроках, и о собственных правилах общения в социальных сетях.
УЧИТЕЛЬСКАЯ ДИНАСТИЯ
Выбор профессии у Александры получился и случайным, и не случайным. Сама 23-летняя лауреат – выходец из педагогической династии. Учителями были ее бабушка, тетя и дядя. С детства она с интересом присматривалась к этой профессии. Но в старших классах школы буквально влюбилась во французский язык и решила посвятить себя его изучению. Окончила с отличием гимназию № 10 в родном Пушкино и поступила в Московский государственный лингвистический университет на переводчика.
Когда девушка заканчивала четвертый курс, произошла судьбоносная встреча.
– На улице меня окликнула завуч нашей гимназии, – вспоминает Александра. – Мы поделились новостями из жизни, и она сказала, что в гимназию требуется учитель французского.
Так Александра вернулась в родную школу. С одной стороны, было легко – коллеги ее, вчерашнюю отличницу, прекрасно знали, а с другой – на молодого специалиста сразу навалились непривычные нагрузки. Например, в первый же день она провела шесть уроков и, придя домой, просто упала без сил. Но девушка быстро привыкла к насыщенному ритму жизни.
ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ УЧЕБЫ
– Сравнивая с тем, как учились мы, я сразу увидела другое отношение учеников, на первых порах меня это удивляло, – делится Александра. – Авторитет учителя сейчас совсем не однозначен; зачастую дети ведут себя так, словно они исключительно одни в школе, и настойчиво говорят о своих правах, об обязанностях же значительно реже.
Например, часто ребята украдкой пользуются во время уроков мобильными телефонами. А на замечания отвечают, что учитель не имеет права его у них забирать.
– С другой стороны, на моих уроках дети часто выполняют задания именно с помощью мобильных приложений, которые я нахожу, – говорит Александра. – Нельзя отрываться от современных технологий, если не хочешь, чтобы ребята заскучали. Также я нахожу видеоуроки и видеозадания на YouTube и на сайте «Российская электронная школа». Для работы с ними дети также используют мобильные телефоны. Но я за то, чтобы все-таки гаджеты со звонком сдавались учителю. Сейчас в нашей гимназии обсуждается этот вопрос.
БОДЛЕР И ВЕРЛЕН
Современные дети огромную часть своей жизни проводят в соцсетях. Имеет там аккаунты и Александра Филипченко. Иногда ребята пишут ей, чтобы уточнить домашнее задание или прояснить вопросы по уроку.
– Я всегда отвечаю, но у меня правило: никакой внеучебной переписки! Как с учениками, так и с родителями, – признается учитель. – Я считаю это некорректным.
Свою любовь к французскому языку Филипченко старается привить ученикам с первых же уроков. Для этого она разучивает с ними песни, ставит спектакли на французском, потому что язык из жизни – не такой, как из учебника. Он может передать красоту, любовь, магию.
Александра разучивает с детьми стихи французских поэтов. Шарль Бодлер, Поль Верлен – бессмертная классика. И, по словам педагога, именно произведения этих авторов из-за своей особой пластики легко запоминаются детьми. Ученики Филипченко активно участвуют в конкурсах чтецов французской поэзии и на школьных, и на городских этапах. Обычно дети выбирают себе стихи сами. Правда, иногда случаются казусы.
– Одна шестиклассница нашла произведение, в котором речь шла про смерть с красочным описанием деталей, – вспоминает Александра. – Оказалось, что оно понравилось ей по звучанию, но в тонкости перевода девочка не стала вдаваться. Стихотворение мы заменили.
ПОЛИТИКА НЕИНТЕРЕСНА
На уроках Филипченко старшеклассники, бывает, обсуждают французскую историю и политику. Правда, оказалось, что не все дети готовы говорить, тем более на иностранном языке, о политике. Она пока им неинтересна. Даже имена Николя Саркози и Эммануэля Макрона старшеклассники впервые слышат именно из уст учительницы.
Несмотря на то, что в прошлом году Александра Филипченко стала победительницей областного конкурса «Педагогический дебют – 2018», нынешняя профессиональная победа стала для нее неожиданностью.
– Дали высокий кредит доверия, – считает молодая учительница.
Ольга ЗАБРАЛОВА, первый заместитель председателя правительства Московской области – министр образования Московской области:
– Мы регулярно отмечаем успехи подмосковных педагогов. Например, ежегодно определяем лучшего учителя-предметника. Победители получают по 300 тыс. руб. – это хорошая мотивация для специалистов развиваться в своей профессии.