Пенсионер из Серпухова превратил свою двухкомнатную квартиру в художественную галерею

Общество
Иван Водопьянов

Фото: [Иван Водопьянов]

77-летнего Валентина Ломаско в родном Серпухове все знают в первую очередь как человека принципиального. Несмотря на спрос на картины, он их не продает, а творит ради чистого искусства. Среди несостоявшихся покупателей есть даже Никита Михалков. В списке заслуг художника-пенсионера более сотни работ, изобретенный водоотталкивающий грунт и новая специальная рама для картин. Но главным достижением своей жизни Ломаско считает воспитание дочери Виктории, которая в этом году вошла в топ-100 лучших художников мира.

ВХОД СВОБОДНЫЙ

Валентин Ломаско живет в обычной пятиэтажке. Заурядный подъезд, бесконечные мрачные лестничные пролеты. Но как только пенсионер открывает дверь, настроение мгновенно улучшается. Его квартира кажется очень тесной, но не от недостатка «квадратов», а от картин, развешанных по стенам. Они же занимают все свободное пространство под кроватями, диванами и шкафами.

Прямо с порога начинается экскурсия. В квартире хранится около сотни работ, каждая из них в раме и обязательно подписана на заднике. Большинство картин посвящено Воробышку – так Валентин ласково называет свою дочь. Она для него особенная гордость: в этом году Виктория Ломаско вошла в топ-100 лучших художников мира.

У каждой картины своя история. По мнению художника, вдохновлять может даже быт.

– Однажды я открывал сгущенку и пролил ее случайно на стол. Я увидел и побежал за фотоаппаратом, чтобы запечатлеть и не забыть форму, переливы, – вспоминает художник.

ГРУНТ ОТ ЛОМАСКО

– Моей разработке грунта уже более 40 лет. За нее я в 2015 году получил премию губернатора Московской области «Наше Подмосковье». Соль в том, что в грунт я добавил тальк, который в своем химическом составе не имеет воды, а значит, попадая с очередной работой под ливень, грунт не размокает от влаги, как заводской, – рассказывает Валентин Ломаско.

Он подчеркивает, что его работы могут выдержать даже горячую воду. Кроме того, пенсионер предложил два варианта изготовления грунта. Он хотел запатентовать технологию, но не может себе этого позволить – процедура дорогая. Испытания нового грунта художник проводил сам.

– Я пять раз попадал под ливень и град со своими работами. Весь красочный слой и холст были в воде. Другая работа была залита водой, которая текла с верхнего этажа, где тушили пожар – все работы сохранили свой первозданный вид, – делится художник.

Холст, загрунтованный по технологии Ломаско, можно использовать уже на следующий день.

КРУЧЕ, ЧЕМ В ТРЕТЬЯКОВКЕ

– Еще я занимаюсь реставрацией и мне захотелось создать такую раму, которая не допускала бы разрушения кромок и лицевой стороны картины, особенно внизу. Есть случаи, когда краска на картине не просохла, но ее уже поставили в раму, соответственно, на ней остался след от рамы. Так вот с моей рамой такого не будет. Все продумано до мелочей, – рассказывает Валерий Ломаско про еще одно свое изобретение.

Художник начал разрабатывать идеальную раму еще в 1990 году. И считает, что у нее явное преимущество даже перед теми, которые висят в Третьяковской галерее.

Кстати

Валерий Ломаско получил премию «Наше Подмосковье» третьей степени за свой рецепт грунта. Выигранные деньги он вложил в усовершенствование технологии. Кроме того, художник награжден серебряным знаком признательности «За вклад в историческое наследие».

– Отец сделал сотни портретов Ленина, – рассказывает дочь художника Виктория Ломаско. – Он делал свою работу, чтобы зарабатывать деньги. Но мечтал стать настоящим художником. И вместо этого он вложил все свои амбиции в меня. Он очень гордится тем, что получилось.