Первые линии МЦД запустят до конца 2019 года: отвечаем на главные вопросы о диаметрах

Общество
Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Фото: [Вячеслав Прокофьев/ТАСС]

Пригородное сообщение в Подмосковье выходит на качественно новый уровень. Это стало возможным благодаря проекту «Московские центральные диаметры» (МЦД), который совместно реализуют правительства Московской области и Москвы, ОАО «РЖД», АО «ЦППК». Крупнейший транспортный проект, по сути, новое наземное метро, которое объединит электрички со столичным метрополитеном. Интервал движения поездов МЦД составит всего 5–6 минут. При этом железнодорожные платформы будут реконструированы – появятся удобные вестибюли, лавочки и навесы. Пассажиры сэкономят значительные суммы на проезд благодаря единым тарифам. Рассказываем о преимуществах нового транспортного сообщения для жителей Подмосковья в вопросах и ответах.

Где пройдут линии МЦД и когда ждать их открытия?

Перспектива ближайших трех лет – открытие пяти диаметров. Первые два маршрута – D1 «Одинцово – Лобня» и D2 «Нахабино – Подольск» – будут запущены до конца 2019 года. Сейчас ведется большая работа по модернизации железнодорожной инфраструктуры, строительству ж/д путей, созданию удобной навигации для пассажиров, строительству новых и модернизации существующих платформ, благоустройству территорий вокруг станций.

Следующий этап – открытие еще трех диаметров: Зеленоград – Раменское, Железнодорожный – Апрелевка (2021 год). Границы 5-го диаметра пока не определены. Вероятнее всего, он соединит Ярославское и Павелецкое направления.

Что изменится с появлением МЦД?

Чтобы добраться сейчас из Одинцово в Лобню, требуется не меньше полутора часов. При этом интервал движения электропоездов в среднем около получаса. Еще больше времени – примерно три часа – требуется для поездки из Нахабино в Подольск. Нужно доехать до Курского вокзала и сделать там пересадку на другую электричку. Прямые рейсы есть, но ходят они редко.

С запуском МЦД пригородная железнодорожная сеть интегрируется в метро. Сделать пересадку, причем бесплатно, можно будет на разных станциях метрополитена и Московского центрального кольца в любом направлении. Интервал движения электричек сократится до 6 минут – как в метро! График работы тоже будет соответствующим – с 5.30 утра до 1.00 ночи.

Сколько будет стоить билет и от чего зависит цена?

Для МЦД-1 и МЦД-2 уже утверждены тарифы на проезд пассажиров и провоз багажа. Маршруты делятся на три зоны: «Центральная» (в границах станций Марк – Сетунь, Волоколамская – Остафьево), «Пригород» (от станций «Центральной» зоны до конечных станций МЦД) и «Дальняя» (за пределами диаметров).

В пределах зоны «Центральная» плата за проезд будет такой же, как на других видах общественного транспорта Москвы. Поездка в зону «Пригород» обойдется в 45 руб. В «Дальней» зоне, которая начинается за границами МЦД, оплата будет осуществляться из расчета 23 руб. за каждую зону до границ МЦД и 45 руб. – за поездку по МЦД. Пересадка на метро и МЦК также остается бесплатной.

Что касается провоза багажа, то тариф на него – 60 руб. – будет действовать на всем протяжении линии. На багаж не распространяется бесплатная пересадка – нужно будет купить отдельный билет.

Сколько можно сэкономить?

Сейчас, например, из Подольска в Москву пассажир тратит на одну поездку около 153 руб.: 115 руб. – на электричку и 38 руб. – на метро. С запуском МЦД расходы составят 45 руб., ведь пересадка в метро будет бесплатной. Таким образом, расходы на дорогу сократятся втрое!

В год экономия для семьи составит существенную сумму – несколько десятков тысяч рублей.

Как оплатить проезд?

Специально для МЦД будет выпущена особая серия карты, по которой пассажиры смогут оплатить проезд в транспорте Москвы и области. По ней стоимость поездки в пределах зоны «Центральная» составит 38 руб. Пересадка с МЦД на МЦК или метро будет бесплатной.

Также турникеты на станциях МЦД оборудуют терминалами для бесконтактной оплаты проезда: рассчитаться можно по картам, поддерживающим технологии PayPass/PayWave, а также с помощью гаджетов с технологиями Samsung Pay, Apple Pay и Google Pay. При бесконтактной и безналичной оплате стоимость проезда в зоне «Центральная» составит 42 руб. Пересадка с МЦД на МЦК или метро будет бесплатной.

А как же льготники?

Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда на метро и в пригородных электричках, на МЦД также смогут ездить бесплатно.

Для льготных категорий граждан Московской области, имеющих право бесплатного проезда на ж/д транспорте, будет предусмотрен бесплатный проезд на метро. А также для детей 5–7 лет поездка в электричках будет бесплатной. Студентам предоставят скидку 50% на проезд по ж/д.

Планируется в будущем сделать проезд по МЦД бесплатным для детей до семи лет.

Есть ли дополнительные бонусы?

Есть! Провоз велосипедов и животных во всех тарифных зонах МЦД будет бесплатным.

Какие поезда будут курсировать по МЦД?

На первых двух диаметрах на первом этапе планируется использовать электропоезда серии ЭГ2Тв «Иволга». Это составы высокой комфортности, в которых предусмотрены специальные места для хранения багажа и крепления велосипедов, зоны для маломобильных пассажиров и для пассажиров с маленькими детьми.

В составе «Иволги» нет тамбуров. Широкие дверные проемы, большое количество поручней делают вагоны удобными для проезда не только сидя, но и стоя. Для пассажиров предусмотрены такие удобства, как бесплатный Wi-Fi, возможность подзарядки гаджетов. В салоне действует адаптивное освещение в зависимости от времени суток, а также автоматическая система микроклимата.

Будет ли контроль в поездах?

На МЦД, как и в электричках, будут работать контролеры. Безбилетники смогут оплатить проезд прямо в поезде, но в этом случае с вас удержат сбор за услугу по оформлению билета.

Будут ли возле станций дополнительные парковки?

Будут! На 16 станциях МЦД-1 и МЦД-2, расположенных в Московской области, благоустраивается прилегающая территория: идет ремонт дорог и тротуаров, организация дополнительных парковочных мест. До конца года будет организовано до 2000 новых машино-мест, в 2020–2024 годах – еще 8000.

ЧТО ГОВОРЯТ ЖИТЕЛИ?

Елена Петровичева, Нахабино:

– Для нас очень важен этот проект: наконец на нашем направлении Нахабино – Подольск уберут технический перерыв днем, электрички будут ходить чаще. Это снизит количество людей в вагонах в час пик, не будет гигантских очередей на выход на станции Нахабино. И что еще важно: режим работы МЦД будет как у метро. Сделают удобные пересадки, не нужно будет платить при переходе с МЦД.

Иван Журавлев, Одинцово:

– Я живу в Одинцово, а работаю на заводе в Лобне. К сожалению, существующий график электричек с массой пересадок очень неудобен. У меня плавающий график работы. Чаще всего надо быть на работе к восьми утра, но иногда нужно приехать в шесть или вообще посреди ночи. Сегодня в экстренных ситуациях приходится садиться за руль. Но тут тоже не угадаешь – если нет пробок, долетаешь быстро, а если на дороге затор, можно запросто потерять пару лишних часов. Лично для меня запуск линии МЦД от Лобни до Одинцово решит массу проблем. Если электрички будут ходить с интервалом в несколько минут, как заявлено, если вся дорога без пересадок будет занимать около часа, я смогу со спокойной душой оставить машину жене и ездить на работу общественным транспортом.

Валентина Степанова, Нахабино:

– Всю свою взрослую жизнь я езжу из Нахабино в Москву. Сначала добиралась на учебу в вуз, теперь езжу на работу. Несмотря на то что количество электричек по этому направлению за последние годы выросло, ситуация в час пик по-прежнему острая. В давке можно запросто потерять сумку, порвать платье, остаться без кошелька. Надеюсь, что с запуском МЦД добираться станет проще, электрички разгрузятся и мы забудем о толкучке на платформах.

Антон Щечкин, Москва:

– Проект МЦД бесконечно необходим и напрашивался еще с прошлого века, так как эта концепция очень удобна. Тактовый интервал с тарифами московского транспорта и соединением направлений – это же мечта! МЦД облегчит мне жизнь, будут удобны фактически все диаметры. Лично мне это поможет ездить в медучреждения – МЦД-5, МЦД-1, к друзьям – МЦД-5, а родственникам поможет ездить на работу – МЦД-1, МЦД-2, МЦД-4. Из плюсов также хочу отметить новые поезда. Это очень крутой поворот в сознании человека по поводу ж/д.