Подмосковные депутаты планируют обезопасить сервисы для поиска попутчиков
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS80L2FiLzI0LzE2MTk3MTIwMDIzNjg1Nzg1MDkzMC5qcGc.webp)
25 лет лишения свободы – к такому сроку приговорил Мособлсуд жителя Серпухова Виталия Чикирева, обвиняемого в жестоком убийстве женщины на трассе «Москва – Тула». Жертва, 29-летняя Ирина Ахматова, регулярно брала попутчиков на популярном сервисе BlaBlaCar, но последний раз оказался для нее роковым.
ЛЮБИТЕЛЬ ДЕТЕЙ И СОБАЧЕК
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS80L2I0LzdhLzQ4MDg0MS5qcGc.webp)
Ирина Ахматова исчезла в конце 2018 года. Она ехала из Москвы к себе домой в Тулу на новогодние праздники и, как часто это делала, взяла попутчика через сервис BlaBlaCar. До дома не добралась. Пропавшую искали несколько дней – полицейские, друзья, родственники и волонтеры «Лизы Алерт». А потом удалось установить личность попутчика: им оказался 40-летний, ранее неоднократно судимый житель Серпухова Виталий Чикирев. При допросе мужчина сразу признался, что задушил Ирину с целью ограбления, а тело спрятал в лесу. Его добычей стали недорогой смартфон, часы и небольшая сумма наличности.
Преступник признался в нападениях еще на двух женщин: жертвам удалось выжить. Виталий был дважды судим за разбои, много лет провел в местах лишения свободы, но не вызывал подозрений у окружающих. В соцсети этот с виду приятный, спокойный мужчина постил фотографии в обнимку с собачками и трогательные цитаты о детях.
ПОПУТЧИКИ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS80LzcxLzhmLzQ4MDg0My5qcGc.webp)
Друзья и родственники Ирины до последнего надеялись, что она найдется живой.
– Мы несколько дней обыскивали окрестности трассы, по которой она ехала, – вспоминает подруга погибшей Полина. – Прочесывали придорожную полосу глубиной 150 м, но оказалось, что убийца спрятал тело почти в полукилометре от проезжей части. И не нашел бы ее тело никто, если бы он сам не указал, где оно находится.
Ирина часто пользовалась сервисом BlaBlaCar, и вовсе не из желания заработать.
– Она ездила примерно раз в неделю, – рассказывает Полина. – Обычно ночью. И попутчиков брала из соображений безопасности. На этой трассе раньше часто стреляли по колесам, грабили водителей.
Погибшей не приходило в голову, что поездки со случайными попутчиками могут быть опасными: за много лет – ни одного инцидента.
– Она возила и мужчин, и женщин. Этот урод же еще и подстраховался, чтобы усыпить бдительность. Зарегистрировал два фальшивых профиля – мужской и женский. И оформил поездку на обоих. Когда настало время выезжать, несуществующая женщина просто «не пришла». Уверена, что Ира до последнего чувствовала себя в безопасности, - говорит Полина.
Когда на пустынном участке дороги через лес Чикирев попросил остановить машину, Ирина спокойно затормозила, не зная, что жить ей остается несколько минут.
ТРЕБУЙТЕ ПАСПОРТА!
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS80LzJjL2Y4LzQ4MDg0Mi5qcGc.webp)
Член Общественной палаты МО, руководитель движения «Стоп-хам» Дмитрий Чугунов часто пользуется этим сервисом в качестве пассажира.
– Но понимаю, что есть существенный риск. Представляете – тысячи километров по ночным трассам, а в дороге я обычно сплю, чтобы утром на месте чувствовать себя свежим и отдохнувшим. Всякое может случиться, - говорит Чугунов.
По словам Чугунова, перед каждой поездкой он фотографирует автомобиль, в котором отправляется, его госномер, водителя, его права и паспорт. Дмитрий утверждает, что никогда не было отказа от водителей в предоставлении этих документов. Все фотографии Чугунов отправляет супруге. А потом уже в дороге сообщает ей, где проезжает в данный момент. Член ОП рекомендует это делать всем, кто едет с незнакомыми людьми. Такие меры практически на 100% обезопасят поездку.
– Эти сервисы - общемировая практика, - говорит ампредседателя Комитета Мособлдумы по вопросам государственной власти и региональной безопасности Николай Черкасов. - Но мы не учитываем особенностей нашего менталитета: наверное, мы не совсем готовы к таким услугам. Запрещать их бессмысленно - тут же предложения появятся в интернете. Но, на мой взгляд, пора выходить с законодательной инициативой по мерам государственного регулирования. Нужно создавать службы контроля за поездками. И, конечно, регистрироваться в приложениях исключительно по паспорту.