Подмосковные фермеры ожидают рост спроса на свои товары с приходом холодов

Общество
Александр Кондратюк/РИА Новости

Фото: [Александр Кондратюк/РИА Новости]

Весной этого года, когда жители столицы стали массово переезжать на дачи, продукция областных фермеров и предприятий разлеталась как горячие пирожки. Ажиотаж немного спал летом, после снятия ограничений. Но с началом нового эпидсезона ожидается новый подъем спроса. Рассказываем, как коронавирус и сезонность влияют на потребительские предпочтения и работу производителей.

ПРИРОДНЫЙ АНТИБИОТИК

Во время пандемии у тех, кто переместился за город, было больше времени изучить предложения местных производителей, геолокации хозяйств и открыть для себя что-то новое, – рассказывает пасечник, глава егорьевского фермерского хозяйства «Пчела» Владимир Голичков.

– На тот период активность покупателей заметно возросла. И сейчас в связи с возвращением на удаленку мы ожидаем того же самого, - говорит Голичков.

Во время распространения инфекции на первый план сразу же выходят продукты, которые помогают укрепить иммунитет, отмечает фермер. В их числе, конечно же, мед.

– Люди в целом стали больше покупать продукты пчеловодства, – отмечает пасечник. – Помимо меда, например, прополис, который является сильнейшим природным антибиотиком, цветочную пыльцу. Популярностью пользовалась и настойка восковой моли, при производстве которой используются личинки вредителя пасек. Настойка помогает в профилактике вирусных заболеваний и усиливает иммунитет.

БРАЛИ ВСЕ

Молочная и мясная продукции хоть и не имеют антивирусного эффекта, тоже пользовались популярностью. По словам солнечногорского фермера Александры Ивановой, невозможно даже сказать, какой товар оказался самым ходовым, брали все – творог, сметану, сыр. Для подмосковных производителей это стало большой поддержкой.

– Цены мы не поднимали, – подчеркивает Александра Иванова. – Несмотря на подъем заболеваемости, мы уже не так переживаем, как весной. Без работы не останемся.

Стараясь как можно меньше контактировать с внешним миром, люди также чаще покупают продукты долгого хранения, отмечает глава КФХ «Любимая ферма» под Истрой Ирина Петрова.

– В преддверии зимы всегда начинаем забивать больше птицы, заготавливаем тушенку. Например, из цесарки, – подчеркивает фермер. – Проблем со сбытом быть не должно. В московских школах начались каникулы, часть жителей столицы переместилась на дачи в Подмосковье, и у нас опять растут продажи.

ПРЯМО ДО ДОМА

Приобрести продукцию большинства фермеров можно прямо в хозяйствах. Многие также осуществляют доставку, во время самоизоляции она особенно выручала. Правда, по словам Ирины Петровой, в этом плане у мелких сельхозпроизводителей все же не самые широкие возможности.

– У нас работают один-два курьера, – говорит фермер. – Выручает то, что большинство заказов – по нашему муниципалитету. Если же продукцию необходимо отвезти по разным адресам в Москву, организовать процесс становится сложнее. Так, во время самоизоляции из-за повышенной нагрузки сроки доставки были увеличены.

ВИТАМИННЫЕ И БОДРЯЩИЕ

Лимон и имбирь в сезон респираторных заболеваний традиционно пользуются высоким спросом. Но COVID-19 возвел их в ранг must have (с англ. – «должно иметься».– Прим.ред.). Так совпало, что подмосковная компания по производству чая и кофе «Титрейд» к тому моменту как раз выпустила новый продукт с упомянутыми ингредиентами, и он сразу же стал очень востребованным.

– Речь идет о чае в пирамидках, с натуральным имбирем, лимоном и медом, – говорит генеральный директор компании Владимир Шеметов. – Летом после спада заболеваемости продажи этого продукта немного снизились. Но сейчас мы снова видим повышение спроса.

Напитки – это, пожалуй, та продукция, которая наиболее чутко реагирует на сезонность и изменение настроения людей. Как отмечает Шеметов, в теплый сезон потребители отдают предпочтение травяным, зеленым чаям с ягодами. Зимой на первый план выходят пряные варианты, например в виде безалкогольных глинтвейнов.

– Пандемия также показала: когда люди начинают больше времени проводить дома, растут продажи рассыпных чаев, а пакетированных, наоборот, снижаются, – говорит Владимир Шеметов. – Появляется больше времени на заваривание. А еще растет спрос на кофе: приготовленная на собственной кухне чашечка становится альтернативой бодрящему напитку из кофейни.

В компании и дальше планируют выпускать «антивирусные» напитки. Например, сделать упор на чаи с витаминными добавками.

В целом покупатели стали чаще выбирать продукцию местных производителей еще задолго до пандемии. Этому способствует и господдержка, отмечают фермеры.

– Мы отмечаем тенденцию роста спроса каждый год. И развиваемся в том числе благодаря поддержке правительства Московской области, – подчеркивает Владимир Голичков.

Фермерство в Московской области развивается активными темпами, отмечает министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин.

- В том числе этому способствует господдержка. В этом году на грантовую поддержку начинающих фермеров выделено более 44 млн руб. Максимальный размер гранта – 5 млн руб. на разведение крупного рогатого скота мясного или молочного направлений. И 3 млн руб. на иные направления деятельности. Полученные деньги фермер может потратить на приобретение земельных участков, разработку проектной документации для строительства или реконструкции производственных и складских зданий, их подключение к электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям. А также на приобретение сельскохозяйственных животных, сельхозтехники, оборудования для производства и переработки продукции, посадочного материала для закладки многолетних насаждений, - говорит Андрей Разин.