Подмосковных школьников познакомили с секретами работы аэропорта Шереметьево

Общество
Иван Водопьянов/Подмосковье сегодня

Фото: [Иван Водопьянов/Подмосковье сегодня]

Шесть участников пилотного проекта «Кадры будущего для регионов» побывали на экскурсии в крупнейшей воздушной гавани страны. В Шереметьево школьники, которые мечтают связать свою жизнь с гражданской авиацией, приехали знакомиться с нюансами будущей профессии. У кого в аэропорту идеальный нюх и чем пилоты занимаются в «темной и тихой» кабине, вместе с участниками узнал корреспондент «Подмосковье сегодня».

ШАКАЛ? ЛАЙКА? ШАЛАЙКА!

Штат Шереметьево сегодня насчитывает около 6000 сотрудников, при этом более 4000 из них так или иначе обеспечивают безопасность гавани и ее пассажиров. Важную роль в этом вопросе отводят кинологам. Специалисты круглосуточно патрулируют терминалы и территорию, досматривают подозрительных лиц и их багаж. Помогают им в этом… шакалы. Точнее, собаки гибридной породы, полученной в результате скрещивания с оленегонной лайкой. Уникальный подвид вывели в СССР в конце 60-х специально для охраны аэропортов. Сегодня в мире таких собак всего 80, больше половины работают в Шереметьево.

– Порода до сих пор официально не зарегистрирована, поэтому названия нет, но мы их называем шалайками, – говорит школьникам кинолог Анна Данилова. – На самом деле собака взяла лучшие качества двух особей. Острый нюх и компактный размер от шакала, устойчивость к температурам и способность к дрессировке от лайки. И в зной, и в снег пролезет где угодно и все найдет.

ИГРА В ШАШКИ

Помимо кинологической службы ребят познакомили с процессом регистрации пассажиров и работой бортпроводников и пилотов. Но самым популярным объектом стала вышка диспетчеров по управлению наземным движением судов. В этой должности себя видят сразу три школьника из группы. 14-летнему Максиму Каштанову любовь к авиации с ранних лет привила мама Светлана, которая брала сына во все путешествия. Как пассажир Максим провел в небе более 100 часов.

– Я с детства в самолете, поэтому своего будущего без него уже не представляю, – говорит Максим. – Пилотом быть не могу из-за слабого зрения, но когда стану диспетчером, смогу управлять судами, как шашками на доске.

В сутки диспетчеры Шереметьево обеспечивают около 1100 взлетно-посадочных операций. Несмотря на работу в шесть смен, на каждого ложится большая нагрузка и ответственность. Такие перспективы молодого человека не пугают.

– Часто путешествуя, Максим научился хорошо ориентироваться по картам, рассчитывать логистику, – говорит его мама. – Опять же, иностранный язык всегда практикуется. Все это поможет ему строить маршруты для самолетов.

СУ? ТУ? КА!

Свои шансы стать пилотами участники экскурсии оценили скромно, но от возможности побывать в настоящей кабине самолета никто не отказался. Такой шанс ребятам предоставил командир «Боинга-777» Александр Дымченко. За 38 лет стажа он налетал более 18 тыс. часов. Он прошел путь от управления легким кукурузником АН-2 до нынешнего 63-метрового гиганта.

– Помимо штурвалов в кабине находится около 70 различных кнопок и датчиков, – говорит Дымченко. – Знать нужно все наизусть, но не бойтесь, в основном использовать придется буквально несколько. А вообще, полет проходит по принципу «темной и тихой» кабины, то есть в штатном режиме ничего не горит и не мигает.

В первых рядах капитана слушала 16-летняя Таисия Каменская из Реутова. Она мечтает стать авиаконструктором.

– В седьмом классе я влюбилась в физику, – говорит девушка. – Не могу объяснить, как это связано, но в голове щелкнуло: физика – это обязательно самолеты. Сейчас люблю разрабатывать чертежи, продумывать конструирование. А что, есть же самолеты Туполев – Ту, Сухой – Су, почему бы не появится самолетам Ка?

ОНЛАЙН-ЛАГЕРЬ

После экскурсии перед ребятами поставили задачу повысить интерес к авиационной сфере у других школьников региона. По словам тьютора группы – студентки МГОТУ Ольги Маркиной, изначально ради этой цели участники были готовы жить в лесу.

– Была идея ездить с палатками от аэропорта к аэропорту, разбивать лагерь где-то поблизости, посещать гавани, знакомиться с их работой и приглашать в лагерь новых участников, – рассказывает Ольга. – Потом мы поняли, что не везде нам это позволят. Тогда решили начать с группы в социальных сетях. Там мы будем рассказывать о ребятах, почему они выбрали такие профессии, выкладывать материалы об экскурсиях. Планируем посетить пять аэропортов и два вуза, взять интервью у специалистов. Когда ребята сами наберутся опыта и знаний, все это может перерасти в полноценную авиационную онлайн-школу.

– В проекте «Кадры будущего» принимают участие 200 подмосковных школьников, 38 тьюторов и 23 наставника, – говорит первый заместитель председателя правительства Московской области – министр образования Московской области Ольга Забралова. – Основная задача – сформировать из талантливых ребят региональные лидерские команды. Для этого в нашем регионе проходят различные мероприятия, которые уже показывают свою эффективность. Мы видим талантливых ребят, которые готовы создавать и применять новые проекты для развития Подмосковья.

О проекте

Пилотный проект «Кадры будущего» запустило в этом году Агентство стратегических инициатив в семи регионах России. Проект направлен на выявление амбициозных школьников, готовых включиться в реализацию важных для своего региона задач. Ребят на их выбор знакомят с работой ключевых предприятий и отраслей, а также предлагают создать собственный проект по их развитию.

Шесть фактов о Шереметьево:

– Терминал F – точная копия терминала аэропорта в Ганновере, но в отличие от германского «коллеги» на крышу нашего аэропорта могут садиться вертолеты.

– Первый международный рейс из аэропорта Шереметьево по маршруту Москва – Шенефельд (Берлин) был выполнен 1 июня 1960 года.

– Помимо шакалов в Шереметьево работают и «слоны» – машины по обработке судов специальным раствором против наледи.

– Шереметьево – единственный аэропорт в России, где все надписи продублированы на китайском языке.

– В зоне вылета терминала F есть волшебная напольная плитка: на нее нужно наступить и загадать желание о будущем путешествии.

– Если хозяина забытого багажа не удается разыскать за три месяца, его вещи жертвуют детским домам. Это правило действует только для багажа граждан России. Вещи иностранцев утилизируют, если хозяева не объявятся в течение года. Кстати, в Европе забытый багаж соотечественников, не разглашая его содержимого, продают на аукционе.