Поисковики обнаружили самолет времен Великой Отечественной войны, который искали двадцать лет
Судьбой боевой машины, пропавшей в районе деревни Палицы под Одинцовом, военные поисковики заинтересовались еще в 1997 году. Известно, что именно там шли ожесточенные бои. На след воздушной субмарины их навела могила летчика в Масловском лесу. Однако многолетние поиски обломков самолета не приводили к успеху. И лишь недавно поисковикам улыбнулась удача.
ИЗ КУКУРУЗНИКА В БОМБАРДИРОВЩИКИ
Для поискового отряда «Вымпел», который состоит из бывших и действующих офицеров Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения, нынешнее лето стало переломным: более двадцати лет они выясняли судьбу боевой машины, и наконец эта работа увенчалась успехом.
– Все началось с рассказа местных жителей, как зимой 1941–1942 годов две местные жительницы нашли в лесу погибшего летчика и захоронили его. Известно только, что пилота звали Аркадием. Люди ухаживали за могилой, к ней местные приходят 9 Мая и по сей день, – рассказал заместитель командира отряда «Вымпел», летчик-штурман Сергей Саранцев.
Никаких данных о самолете изначально не было. Возможные очевидцы тех событий умерли. Но офицеры не теряли надежды раскрыть тайну этой катастрофы. Бывший командир поискового отряда Андрей Клишин стал специально ходить в архив и читать записи летчиков, воевавших с обеих сторон.
– В архиве найден дневник немецкого лейтенанта Герхарда Линке, – говорит подполковник запаса Саранцев. – Фрагмент от 1941 года гласит: «Около 20 ч. три низколетящих биплана сбросили листовки, но это бесчинство не причинило нам никакого вреда. Они появляются и над Палицами. Караульный, охраняющий штаб, хватает карабин и сбивает тремя выстрелами одну из машин. Она загорается. Холодно, ясное звездное небо, снег скрипит под ногами». Судя по описанию, мы поняли, что это мог быть У-2.
Так назывался деревянный самолет, считавшийся «кукурузником» и летавший на малых высотах. В войну У-2 стали использовать как самолет-разведчик и даже бомбардировщик.
СНОВА ЗА ДЕЛО
Когда бывший командир отряда заболел и умер, поиски приостановились. Отсутствие результата во многом демотивировало поисковиков. Но в один из приездов местные показали офицерам фотографию с металлической деталью самолета. Кто ее нашел – было непонятно, но глаза офицеров вновь загорелись. В 2019 году было решено попытаться еще раз прочесать всю местность. Сначала с металлоискателями выходили только нынешний командир отряда Владимир Олейник и его зам Сергей Саранцев.
– В конце июня мы обнаружили пятно обломков и место падения, – сказал замкомандира отряда. – Были мелкие обломки дюраля, другие железные элементы самолета и двигателя.
Это лесное место находится в полукилометре от деревни Палицы и километре от могилы летчика. Дальнейшие поиски были локализованы. Присоединились коллеги из отрядов «КитежЪ» и «Азимут». Совместными усилиями извлекли из земли коленчатый вал двигателя, его цилиндр и педальный узел одной из двух кабин. По найденным элементам стало понятно, что у машины был двигатель воздушного охлаждения, что убеждало в правдивости версии о самолете У-2.
Окончательную точку в вопросе марки самолета поставил самый юный участник экспедиции, сын одного из поисковиков «Вымпела» Андрей Байдаков. Он нашел шильдик с заводским номером самолета.
Запросы с учетом полученной информации направили в архивы, и прежде всего в Минобороны России. Готовность оказать помощь выразили военные комиссариаты Московской области и Одинцова. Поисковики верят, что теперь удастся установить личность пилота и авиаполк, к которому он был приписан.