Предательский аккаунт: за какие посты работодатели могут уволить сотрудников
Недавние опросы представителей российских компаний показали, что сейчас за посты в соцсетях сотрудников увольняют в два раза чаще, чем десять лет назад. «Подмосковье сегодня» выяснило у работодателей региона, какое поведение в интернете они считают неподобающим для своих подчиненных.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОБНАЖЕНКА
Страну регулярно потрясают скандалы, связанные с неподобающим поведением учителей в соцсетях. Были такие инциденты и в Подмосковье. Так, учительницу рисования из Щелково Дарью Пучкову уволили из школы за публикацию на своей странице неосторожной фотосессии. На снимках Дарья была в нижнем белье и с намеками на садомазо. А учительница физкультуры одной из люберецких школ Юлия Рывкина потеряла любимую работу после публикации своего фото, где делала шпагат на барной стойке с бутылкой в руках.
– Профессия педагога публичная, она накладывает определенный отпечаток на все, – объясняет директор «Балашихинского лицея» Дмитрий Белоусов. – Учитель – носитель культуры, он должен быть примером. Недопустимы любые проявления безнравственности, в том числе и в соцсетях.
По словам Белоусова, это прежде всего публикации фотографий с алкоголем, кадров непристойного содержания, а также оскорбительные высказывания на тему религии и национальностей. Что касается критики руководства, то директор заявил, что допускает подобные публикации. Но с оговоркой: если проблему не удалось решить ранее внутри коллектива, не вынося сор из избы.
– Я подписан на странички педагогов нашего лицея, – говорит Белоусов. – Были моменты, когда учителя репостили что-то, что, по моему мнению, детям видеть не надо. Проводил беседы, просил удалить. Пока что нахожу понимание, у нас адекватный коллектив.
КОДЕКС ЧИНОВНИКА
Однако самый жесткий кодекс интернет-чести все-таки не у педагогов, а у чиновников.
– Человек, приходя во власть, должен понимать, что с этого момента принципом его жизни становится самоограничение. Во всем, в том числе и в соцсетях, – акцентирует советник по вопросам кадровой политики губернатора Московской области, член Общественной палаты Подмосковья Дмитрий Городецкий. – Нужно и в интернете демонстрировать пример честности, порядочности, объективности, мудрости. Сохранять чистыми руки и помыслы.
По мнению Городецкого, чиновникам не возбраняется давать в соцсетях оценку происходящим событиям, общаться с жителями. Но нельзя опускаться до перепалок, вести непродуктивные диалоги, провоцировать хайп. Советник напоминает, что за аккаунтом каждого крупного или мелкого чиновника внимательно следят – не только общественность, но и вышестоящее руководство.
ТОЛЬКО НЕ ПАЦИЕНТЫ
В медицинской сфере также существуют нормы и правила поведения в соцсетях. Но они гораздо лояльнее, чем в других отраслях.
– Если мой сотрудник начнет публично меня критиковать, я отнесусь демократично, – заверяет главный врач Центральной клинической психиатрической больницы Московской области Борис Белозеров. – Фото и видео с отдыха тоже считаю правомерным, ведь все мы люди. Единственное, за что могут последовать санкции, – за публикацию фотографий пациентов. У нас в психиатрии это считается недопустимым.
ПОВРЕДИТЬ ИМИДЖУ
Что касается бизнеса, то тут каждая фирма сама решает, что для нее является допустимым, а что нет.
– Поведение сотрудника в соцсетях может нанести урон имиджу компании, – объясняет предприниматель из Балашихи, председатель комитета по культуре, образованию, патриотическому и спортивному воспитанию московского областного отделения «Опоры России» Радислав Фатеев. – Поэтому лучше не подавать плохого примера окружающим, тем более детям. Для меня лично важен моральный облик моих сотрудников. За фото с алкоголем или в неглиже я увольнять не стану, но попрошу публикацию удалить.
Однако если сотрудник разместит на своей странице пост совсем уж разлагающего характера, то, по признанию Фатеева, он в таком случае церемониться не станет. И с сотрудником, и даже с таким клиентом он разорвет договорные отношения.
ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО
Подмосковный миллиардер, владелец усадьбы Гребнево Андрей Ковалев признается, что очень лоялен к поведению собственных работников в соцсетях, потому что сам «много лет живет в интернете».
– Пусть делают, что хотят, хоть в неглиже танцуют, – смеется бизнесмен. – И меня могут критиковать, я это только приветствую.
Но и у Ковалева есть границы дозволенного. По его словам, он в момент уволит сотрудников, которые будут продвигать на своих страницах товары сетевого маркетинга или иные коммерческие продукты.
Такую же лояльность демонстрирует и истринский сыровар Олег Сирота. Он заявляет, что за «голые» или иные сомнительные фото он даже замечания не сделает.
– У нас был такой случай: девушка выложила на своей странице снимок в неглиже, – рассказывает Сирота. – Мы обсуждали это с коллегами, и я пришел к выводу, что запрещать подобное нельзя – это вмешательство в личную жизнь. Да к тому же у нас 250 сотрудников – за всеми не уследишь.
Однако личное личным, а есть рабочие моменты. Если подчиненные сыровара разгласят в соцсетях производственные секреты, то кара за это будет жесткой. Также, по мнению Сироты, недопустимо, если сотрудники опубликуют негативные высказывания о качестве выпускаемой ими продукции.
ПРАВА НЕ ИМЕЕТЕ!
Член Общественной палаты Московской области адвокат Андрей Губанов напоминает: причины, по которым человек может быть уволен, регламентирует исключительно Трудовой кодекс.
– Пост или комментарий в соцсетях не причина. Тут нужно смотреть индивидуально. Например, медика, опубликовавшего фото с операции или с трупом, можно официально уволить в связи с утратой доверия, за халатное отношение к работе. Педагога за «голую» фотографию? Менеджера за критику руководства? Если в его трудовом договоре есть соответствующий пункт, то это будет причина для его расторжения. Если нет, то будут не увольнять, а требовать уволиться самому. Это разные вещи, – подчеркивает адвокат.
Андрей Губанов советует: если вы понимаете, что ваши права нарушаются, обращайтесь в Трудовую комиссию или сразу в суд.
Также свои права можно защитить, обратившись за помощью в профсоюзы.
– Наша реальность с появлением интернета изменилась, – констатирует председатель комиссии по коммуникациям, информационной политике и открытости власти Общественной палаты Московской области Мария Большакова. – Все смешалось: личное с публичным, рабочее с нерабочим. Нужно принимать правила игры или... не играть. Ваша страница в соцсети – это не личное, а публичное пространство. Выкладывая в публичную плоскость следы своей внерабочей деятельности, готовьтесь к тому, что это получит оценку. Увольнение за пост? С одной стороны, мы не можем видеть в приказе об увольнении формулировки «за пост в соцсетях». С другой – странно идти работать в организацию, не будучи к ней лояльным. Есть трудовая комиссия, которая решает такие споры.