Рассказываем о домах помощи в Подмосковье, которые дают людям путевку в жизнь
Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня ]
На четырехэтажном кирпичном доме на улице Лапшенкова в Подольске нет вывески, а ворота высокие и глухие – защита от любопытных глаз. Но в городе это здание хорошо известно, особенно среди тех, кого принято считать маргиналами, – здесь приютят, отмоют, накормят и дадут возможность заработать на хлеб. Основатель сети домов для людей в сложной жизненной ситуации – региональный общественный фонд «Дом помощи». В основе проекта – принцип работных домов, которые в России начали появляться еще в XVIII веке.
ПРИЮТ ДЛЯ КАЖДОГО
37-летняя Лира около года назад приехала в столицу из Башкирии на заработки, но работодатель обманул. В итоге женщина оказалась в огромном чужом городе совершенно одна: без денег, без жилья и даже без документов – сумку с вещами украли из общежития, в котором она временно разместилась. Сейчас Лира живет в Доме помощи, готовит еду для местных обитателей.
– О Доме помощи я узнала от подруги. Здесь мне помогли документы восстановить. Познакомилась тут с хорошим мужчиной, хотим пожениться, мечтаю о семье, – рассказала Лира.
Внутри дом, в котором живет Лира и еще около трех десятков людей со сложной судьбой, напоминает всесезонный оздоровительный лагерь. Здесь есть столовая, комнаты-спальни на 6–8 человек с двухъярусными кроватями, шкафами и телевизорами и даже спортзал. Даже компьютер имеется – собрал один из постояльцев.
НОВАЯ ЖИЗНЬ
О том, что значит оказаться в сложной ситуации, директор и основатель фонда «Дом помощи» Сергей Ратников знает не понаслышке. Восемь лет назад он сам столкнулся с трудностями – зарплаты на жизнь не хватало, стал калымить на грузоперевозках. Появились постоянные клиенты, заказов становилось больше, и Ратников начал искать людей, которые хотят подработать. А потом пришла в голову идея – снять дом, поселить туда самых ответственных и вместе выполнять заказы. Пожить приглашал тех, кто в этом действительно нуждался.
– Вижу, например, Васю – совсем плохой, тяжело ему. Пойдем, говорю, я тебя накормлю, помогу выбраться. А человек в итоге оживает, за работу берется с удовольствием, зарабатывать хочет, – рассказывает Сергей.
Сегодня в Московской области у Дома помощи действует уже семь филиалов – главный и еще несколько объектов в Подольске, а еще в Железнодорожном, Салтыковке, Домодедове. В них одновременно находятся около 200 подопечных.
Кроме сарафанного радио, людей сюда приводят волонтеры. Входной билет – это полный отказ от алкоголя и наркотиков. Готов распрощаться с пагубными привычками – добро пожаловать навстречу новой жизни.
ПОДНЯТЬСЯ НА НОГИ
Попадают в Дом помощи люди по самым разным причинам и с разными судьбами. Например, один из постояльцев, Роман Мудров, первое время не мог даже ходить, отморозил ноги во время зимовок на улице. Мужчину выходили, помогли обрести человеческий вид и дали работу. Сейчас в улыбчивом подтянутом любителе экстремальных видов спорта узнать вчерашнего бомжа невозможно. На деньги, заработанные в Доме, он купил запчасти и собрал два спортивных велосипеда, горнолыжный набор, восстановил документы, отучился на права, купил автомобиль. И сейчас руководит филиалом Дома в Балашихе.
Еще один постоялец, Евгений, осенью приехал из Донецка, чтобы начать новую жизнь в России. Но не получилось – с работой не пошло, жилья не было, а потом еще и травму ноги получил, началось заражение.
– Врачи сказали, еще бы день-два промедлил – и ногу бы отняли. Долго лежал в больнице, восстанавливался, думал, как быть, – работать не могу, на родине небезопасно. А потом прихожане из местной церкви подсказали, что есть такой Дом помощи. Меня тут приняли очень хорошо, крыша над головой есть, еда есть. Пока восстанавливаюсь, потом планирую начать работать, как-то выбираться, налаживать жизнь, – поделился Евгений.
КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ
По словам Сергея Ратникова, в учреждении каждому подбираются обязанности по силам. Женщины, как правило, заняты на домашнем хозяйстве – готовят по очереди, поддерживают чистоту, занимаются стиркой-глажкой. За это получают зарплату – порядка 15 тыс. руб. Деньги небольшие, но за проживание, питание, коммуналку платить не нужно – для всех обитателей дома это бесплатно.
Зарплата мужчин побольше – около 35–40 тыс. в месяц, правда, и задачи потяжелее – погрузка-разгрузка, иногда курьерская доставка.
За тем, чтобы заказов по работе всегда было достаточно, и за экономическим благополучием Дома помощи следит Сергей.
– В цену, которую мы выставляем клиентам за наши услуги, мы включаем затраты на поддержание жизни наших работников, на это Дом и существует, – рассказывает он.
Помогают и спонсоры. В их числе – местные православные организации, например, Георгиевское сестричество регулярно жертвует одежду – ее приносят прихожане. Недавно одна компания привезла в подольский Дом несколько коробок шампуня. Но всего этого, увы, недостаточно. Сейчас, когда в стране повышенный риск роста безработицы, Дом помощи очень нуждается в любой поддержке, и в первую очередь – в рабочих заказах.