Рустам Гильфанов: «Геймификация меняет вашу жизнь к лучшему здесь и сейчас»

Общество

Геймификация — это использование игровых механик в любом неигровом поле (от образования до приготовления еды). Мы встречаем ее на каждом шагу, но зачастую не придаем большого значения. О том, как геймификация работает в повседневной жизни и меняет ее к лучшему, рассказывает IT-бизнесмен и международный инвестор Рустам Гильфанов.

Для начала стоит отметить, что вопреки стереотипам больше всего в игры играют не дети, а взрослые люди. По разным оценкам, в мире насчитывается более 2,3 млрд геймеров — и эта цифра непрерывно растет.

Последний заметный тренд на стыке гейминга и лайфстайла — геймификация полезных привычек. На рынке мобильной разработки появляется все больше приложений, которые помогают вырабатывать или усовершенствовать повседневные навыки. Пить 2 литра воды в день, делать утреннюю зарядку, медитировать или готовить полезную еду — направления самые разные.

«Многие по-прежнему скептически относятся к играм с точки зрения пользы, хотя образовательная функция гейминга достаточно высока, — рассказывает Гильфанов. — Игровой формат обучения лучше мотивирует к получению знаний и достижению результатов, чем классический офлайновый подход».

Действительно, согласно последнему опросу ВЦИОМ, более половины россиян считают, что гейминг приносит больше вреда, чем пользы. А еще 54% негативно относятся к увлечению играми близких. Однако это не мешает развиваться геймификации в неигровых областях.

Ключевое преимущество в том, что игровые механики помогают довести начатое дело до конца. По словам Рустама Гильфанова, игры обладают невероятной мотивационной силой.

Зачастую людям просто не хватает стимула, чтобы довести действие до автоматизма. А для формирования привычки, согласно последним исследованиям, требуется в среднем 66 дней. Приложения берут на себя роль контроля, отправляя пуши, и мотивируя вознаграждением в конце. Пользователь наглядно представляет, сколько этапов осталось до получения желаемого результата и сколько «наград» он получит, дойдя до финала.

Как показывают опросы, пользователи приложений в формате трекеров привычек отдают предпочтение таким игровым стратегиям, как переход на следующий уровень, мгновенная обратная связь, получение ачивок (баллов) и обновляемой статистики результатов. Виртуальные деньги при этом пользователей интересуют меньше всего. Недаром, по мнению IT-инвестора Гильфанова, игровой формат активно распространяется во в индустрии онлайн-образования, в частности самообразования.

«С помощью геймификации можно сформировать такие привычки, как продуктивное планирование, концентрация, изучение иностранных языков, правильное питание и здоровый образ жизни. Последние два пункта — глобальный тренд, поэтому конкуренция среди приложений здесь очень высока», — рассказывает Гильфанов.

При этом, как отмечают эксперты, пользователи заинтересованы не только в лайфстайл-проектах, но и тех, которые помогают накапливать средства и обучают финансовой грамотности. В частности, большой потенциал имеют приложения по финграмотности для детей и подростков.

«Важно помнить, что геймификация работает в случае, когда пользователь осознает ценность полезных привычек для своего личного и профессионального развития. В этом случае игровые механики станут незаменимыми помощниками для достижения поставленных целей», — считает Гильфанов.

Таким образом, геймификация работает во всех областях, связанных с человеческой мотивацией. Но она только усиливает внешние стимулы, никаких их не заменяя.

Краткая биографическая справка

Рустам Гильфанов — сооснователь IT-компании, IT-бизнесмен, международный инвестор.

Рустам Гильфанов родился 6 января 1983 года в маленьком поселке Басим Пермской области в семье военного и учительницы.

В 2006 году Гильфанов Рустам вместе с партнерами открывает международную аутсорсинговую IT-компанию. Сегодня эта компания — крупнейший разработчик программного обеспечения для игровой индустрии, маркетинга и финансов.

Несколько лет назад Гильфанов отошел от операционной деятельности в IT-компании, чтобы заниматься международным инвестированием в IT-проекты.

Поделиться