Самолеты разных эпох реставрируют добровольцы в Монино
Фото: [Волонтёры Музея ВВС в Монино/vk.com]
Центральный музей Военно-воздушных сил в Монино – уникальный авиационный музей, основу экспозиции которого составляют натурные самолеты, вертолеты и планеры. Чтобы летательные аппараты были в полном порядке, в музее работает волонтерский отряд. Покрасить потускневшую деталь, починить винт или привести в порядок салон – с этими задачами умельцы справляются на ура. О том, кто вступает в ряды волонтеров, как проходит работа и над чем сейчас трудятся добровольцы, узнала корреспондент «Подмосковье сегодня».
РАБОТА ДЛЯ КАЖДОГО
Константин Кобзев авиацией увлекся в детстве, но, когда вырос, ушел в сферу консалтинга. Волонтером стал случайно – в соцсетях наткнулся на группу волонтерского отряда.
Всего в музее работают около тридцати активистов. Неравнодушные к судьбе российской авиации граждане делятся на два «лагеря»: одни занимаются восстановлением летательных аппаратов, другие – поддерживают их в хорошем состоянии. Константин трудится на втором направлении.
– Мы проводим мелкий ремонт и обслуживание самолетов, – говорит волонтер. – Иногда надо поднять самолет из грунта и поставить на плиты или поддержать аппарат в красивом экспозиционном состоянии. Могу выполнять работы по окраске стоек или накачке шасси.
ВО ВСЕЙ КРАСЕ
За время работы волонтерского отряда добровольцы отреставрировали и привели в порядок десятки самолетов. Павел Проскурня на субботники приезжает в Монино из Москвы. Волонтером он стал в 2005 году, увидев репортаж по одному из центральных каналов.
– К авиации всегда был неравнодушен, но близкого знакомства с авиационной техникой не имел, – говорит Павел. – Чтобы повысить качество реставрационных работ, уже после прихода в музей решил получить профессию, связанную с авиацией.
По-2, Пе-2, Ту-2, ДБ-3, СБ, Ил-10 – малая часть самолетов, которые удалось восстановить добровольцам. Часто приходится возвращать технику «с того света», буквально собирать ее по деталям.
Сейчас волонтерский отряд занимается реставрацией сразу нескольких моделей. Недавно восстановили подвеску на Ил-18. Сделали временные латки на крылья самолета Ан-14, а еще начали ремонтировать его приборную панель.
– Работа тяжелая, часто на один экспонат уходит несколько субботних дней, а то и месяцы, – говорят члены добровольческого отряда. – Зато после восстановления чувствуешь гордость, когда самолеты предстают перед тобой во всей красе.
КСТАТИ
В ближайшее время в музее появится кабина самолета Як-42, благодаря которой посетители смогут ознакомиться с устройством летательного аппарата и почувствовать себя настоящими пилотами. Волонтеры вывезли кабину из Московского авиационного института в «убитом» состоянии. Теперь планируют сделать там ровный пол, установить кресла, штурвал и приборную панель.
Александр ПЕЧЕНЕГИН, член Общественной палаты Московской области:
– Очень важно, что волонтерские движения в Подмосковье пополняются новыми неравнодушными людьми разных возрастов. Они работают в разных отраслях – помогают старшему поколению, детям в детских домах, а в этом случае реставрируют военную технику. Волонтеры в Музее ВВС сохраняют историю нашей страны, благодаря им люди могут увидеть летательные аппараты разных эпох практически в первозданном виде.