Школьные проекты о муравьях, жуках и тараканах представят Московскую область на престижной конференции
В конце января более 300 ребят из образовательных организаций Москвы, Московской области и других российских регионов представят свои научные проекты на финальном этапе III Научно-практической конференции «Школьная идея», или сокращенно «ШкИд». В прошлом году каждая из инициатив прошла жесткий всероссийских отбор. Рассказываем о проектах наших юных земляков, которые реально претендуют на победу. Все они, кстати, связаны с животным миром.
МУРАВЬИ, КАК ЛЮДИ
Одним из тех, кто представит область на Всероссийской конференции, станет восьмиклассник из Химок Вячеслав Дуднаков. Его проект называется «Исследование пищевого поведения муравьев в условиях формикария». Подросток задался вопросом, как меняются вкусовые предпочтения насекомых в неволе.
– Слава следил за тремя колониями муравьев. Он их кормил разными продуктами, – поясняет учитель лицея № 15 города Химки Вера Петкович. – В итоге ему удалось понять, что белковая пища влияет на плодовитость насекомых, а углеводная – на их активность.
По словам самого ученика, ему удалось доказать, что выбор пищи напрямую влияет на поведение и состояние муравья. Прямо как у людей.
– Муравьев я выбрал не случайно. За ними очень интересно наблюдать. Я даже провел много аналогий с обществом людей. Надеюсь, мое исследование пригодится науке, – говорит Дуднаков.
ГРАВИТАЦИЯ НА ЖУКАХ
Шестиклассница Екатерина Ермакова из Пущино также посвятила свой проект насекомым, а точнее, насекомым в космосе. С помощью личинок жуков и обезглавленных планарий (отряд плоских червей. – Прим. ред.) она решила доказать, как гравитационная нагрузка может влиять на те или иные процессы.
– Дочка помещала личинки и обезглавленные планарии в центрифугу и раскручивала. А затем вела наблюдения, как быстро вылупляются личинки или отрастают головы у червей, – рассказывает отец юной исследовательницы Артем Ермаков.
Так Екатерине удалось выяснить, что процесс регенерации в условиях антигравитации замедлен. То же можно сказать и о вылуплении личинок. Это происходило медленнее, чем в естественной среде.
– Дочка в будущем планирует связать себя с космонавтикой, поэтому и выбрала такую тему, – продолжает Артем. – Очень рад, что проект прошел в основную часть конференции. Теперь ребенок узнает больше о научной деятельности, пообщается с учеными.
ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ ТАРАКАНОВ
Мария Сивенко, ученица 6-го класса школы № 8 города Пушкино на конференции представит сразу два проекта. Один из них связан с жизнью синантропных животных, в основном тараканов.
– Синантропные животные – это неодомашненные виды животных, образ жизни которых напрямую связан с человеком, – поясняет мама школьницы Наталья Калашникова. – Вначале дочка занималась одними тараканами. Изучала, как жизнь рядом с человеком влияет на их исчезновение. Проводила исследования методом анкетирования. Она даже пыталась затронуть вопрос, как можно с помощью тараканов утилизировать отходы.
Сейчас Маша также включила в свой проект изучение и других синантропных видов: мышей, крыс, голубей и клопов.
Второй проект девочки посвящен коммуникативным навыкам, или, на современный лад, soft skills.
– Основным моментом проекта была разработка электровикторины с различными карточками по изучению навыков для школьников младшего школьного возраста. С этой электровикториной она посещала учеников 2–3-х классов, дети вместе играли, и Мария им рассказывала о навыках общения, как их нужно развивать для той или иной профессии, которые будут востребованы в будущем, – добавляет Калашникова.
Справка
«Школьная идея» – проект, созданный молодыми учеными для учащихся среднеобразовательных заведений. Главная цель – показать детям, что такое настоящая научная деятельность. В этом году конференция проводится в третий раз. На финальном этапе будет представлено более 500 работ, написанных школьниками из различных регионов России.