«Школа на диване»: в Подмосковье набирает популярность дистанционное образование
В прошлом учебном году количество областных школьников, получающих образование на дому, выросло на 300 человек. Сейчас добровольно такую форму обучения в регионе используют почти 2000 ребят (не считая детей, которые не могут посещать занятия по состоянию здоровья). О том, почему родители все чаще делают выбор в пользу «школы на диване» и в чем преимущества такого способа обучения, корреспондент «Подмосковье сегодня» поговорил с семьей Дубровских из Подольска – активными сторонниками дистанционного образования.
СЕМЕЙНОЕ ИЛИ ДИСТАНЦИОННОЕ?
Сестры-двойняшки Зоя и София Дубровские догуливают последние дни летних каникул. В прошлом учебном году они успешно прошли испытание девятым классом, проштудировали десятки учебников, сдали ОГЭ и познакомились с новой одноклассницей из Вьетнама. И все это – удаленно: девочки практически ни разу не посетили здание школы и не брали в руки ни одной печатной книги.
Сегодня по закону есть две возможные формы обучения вне школы: семейное образование и дистанционное. Если первый способ – это дело рук родителей, то второй подразумевает полное прохождение школьной программы за счет, как правило, интерактивных платформ. Например, в Подмосковье самая популярная из них – портал «Мобильное электронное образование» (МЭО) и один из его сервисов – онлайн-школа «Безопасная интернет-территория» («БИТ»).
– На семейном образовании девочки у меня с первого класса, – говорит мама Зои и Софии Екатерина. – Раньше я сама занималась их обучением. Но девятый класс очень важный, выпускной, поэтому мы решили довериться профессионалам. Узнала, что на платформе МЭО уже работают многие образовательные учреждения в регионе, и что у них есть предложения и для обучения на дому, поэтому остановились на этом варианте.
ИНТЕРФЕЙС И ПОДАЧА
В онлайн-школе, как и в обычной, отмечают прогулы, спрашивают урок и даже вызывают к доске. По словам Екатерины Дубровской, требования к ученикам тоже стандартные – активная позиция и интерес к предмету.
– Если добросовестно выполнять программу, постоянно быть на связи с учителем, то проблем не возникнет, – добавляет мама.
Уроки проходят в формате видеоконференций с участием всех одноклассников и учителя, это напоминает видеочат в Skype. Главное место на мониторе отведено интерактивной доске, писать на которой можно мышкой. Программа для девятого класса включает 13 основных предметов. Занятия проходят с понедельника по субботу и длятся два-три часа.
– Время согласовывали индивидуально с учетом возможностей одноклассников и учителей, – говорит София. – Например, одна девочка из класса училась из Вьетнама, поэтому учителя, назначая уроки, учитывали часовые пояса. Конечно, бывало такое, что русский в девять утра, а следующий предмет только в 16 часов. Но промежуточное время тоже тратилось с пользой.
Девочки поясняют, что основной упор в дистанционном образовании делается на домашние задания. После каждого урока необходимо ответить на несколько ключевых вопросов и пройти тест. Итоги при этом автоматически отправляются в городскую школу, к которой прикреплены ученики.
– Да, нас не заставляют учить наизусть стихи или готовить рефераты на свободные темы, – говорит Зоя. – Зато в онлайн-формате многие предметы усваиваются легче. В программе много тестов для самообразования. Удобный интерфейс для изучения терминов – незнакомые слова выделены цветом и расшифровываются, если на них нажать мышкой. Например, если читаешь о каком-то писателе, который еще и увлекался музыкой, можно тут же послушать песни, которые он написал, или узнать интересные случаи из его жизни.
СВОБОДА И ДОСТУПНОСТЬ
Несмотря на загруженный экзаменационный год, Зоя параллельно с учебой занималась легкой атлетикой, брала дополнительные уроки английского и посещала изостудию. Кроме того, девочка увлекается литературой, пишет рассказы и состоит в подольском литературном объединении. Ее сестра София успевает заниматься конным спортом, а еще в этом году она закончила музыкальную школу по классу скрипки. В разгар подготовки к экзаменам девочки побывали за границей, при этом не пропустив практически ни одного урока.
– Учиться можно в любом месте, где есть интернет, – поясняет Зоя. – Главное – знать расписание. Самообразованием и вовсе можно заняться в любое время дня. На платформе есть все учебники и дополнительные лекции по школьной программе – не нужно возить с собой кучу книг.
Ее сестра добавляет, что электронная платформа позволяет полностью отказаться от бумажных носителей.
– Сначала я писала лекции и чертила в тетрадях, – говорит София. – Сканировала и отправляла учителям. Потом мне это надоело, и теперь я все делаю в программах Word и Paint.
МИНУС НА ПЛЮС
Мама сестер Екатерина отмечает, что даже такой очевидный минус дистанционного образования, как отсутствие постоянного контроля за учениками, на платформе МЭО максимально нивелирован.
– У детей есть четкая программа и план занятий по полугодиям, который необходимо соблюдать, – говорит Екатерина. – Промежуточная аттестация по каждому предмету проходит еженедельно. Кроме того, у родителей есть доступ к аккаунту, где отражается успеваемость.
По мнению Екатерины, такой формат обучения позволяет развивать дисциплинированность и самостоятельную тягу к знаниям.
Еще один довод противников дистанционного образования – социализация: обычная школа, в отличие от дистанционной, помогает заводить друзей и находить свое место в обществе.
– Если бы мы не посещали дополнительные кружки, то, может, и друзей бы не было, – говорят девочки. – Но именно онлайн-школа помогла найти нам эти кружки, и именно на них мы нашли близких друзей по интересам.
Кстати
Все промежуточные контрольные и пробные экзамены на домашнем обучении сдаются онлайн. В очной форме проводятся лишь ОГЭ и ЕГЭ.
– Количество обучающихся на дому может меняться в течение учебного года, поэтому более-менее объективную картину по числу детей на семейном обучении можно дать только в сентябре, – говорит председатель Комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма Олег Рожнов. – Кроме того, всегда нужно ориентироваться на качество образования, сопоставимо ли оно. Пока мы решили провести мониторинг востребованности и качества семейного обучения в Московской области и по его итогам оценить нуждаемость семей в дополнительной материальной поддержке. Также есть предложение провести «круглый стол» вместе с Министерством образования и науки России для проработки этого вопроса.