Школа выживания: что делать, если ребенка травят
Фото: [Александр Колбасов / ITAR-TASS]
Печально известная история о нападении подростка на учительницу и одноклассников в Ивантеевке напомнила о том, что учащихся необходимо защищать не только от внешних угроз, но и от конфликтов внутри школы. Корреспондент «Подмосковье сегодня» Алена Ямбаева выяснила, как должна быть организована забота о психологическом здоровье учащихся и на что стоит обратить внимание родителям и учителям.
ТИХИЙ АГРЕССОР ОПАСНЕЕ
Взрослые в случае агрессии детей должны действовать сообща, считает член ассоциации психологов Подмосковья Ирина Василенко.
«Если что-то скрыто от глаз психолога, то учитель наверняка сможет это заметить. Родители могут обратить внимание на изменение поведения ребенка вне школы», - говорит специалист.
Например, спокойный ребенок становится нервным и агрессивным, жизнерадостный – тихим, послушный начинает огрызаться, а отличник – приносить двойки и прогуливать уроки.
Психолог Мария Дьячкова считает, что именно к тихим детям стоит проявить особое внимание. Чем больше ребенок демонстрирует свою агрессию, тем меньше шансов, что он совершит что-то неожиданное, и наоборот.
«Рассматривая ситуацию с подростком из Ивантеевки, логично предположить, что ребенок был подавлен. Возможно, хотя сказать наверняка может только психологическая экспертиза, страдал от вялотекущего заболевания психотического свойства, нуждался в помощи специалиста. Но при этом он был достаточно адаптивен, раз не привлек внимания школьной администрации, не нарушал дисциплину и нормально учился», – рассуждает Мария Дьячкова.
Эксперт уверена, что в подобных ситуациях невозможно провести четкую границу ответственности, кто, например, должен следить за детскими страницами в соцсетях и реагировать на тревожные послания. Школа или родители?
ЗАБУДЬТЕ СЛОВО «НЕЛЬЗЯ»
Типичная ситуация – конфликт в классе. Увы, рассчитывать на волшебную инструкцию здесь не приходится.
«Я бы посоветовала проводить в школе профилактику виктимного поведения (поведения жертвы. – Прим. ред.), а также тренинг ассертивного (уверенного. – Прим. ред.) поведения. Стоит обратить внимание и на работу с родителями», – предлагает кандидат педагогических наук, помощник президента Ассоциации социальных педагогов и педагогов-психологов Подмосковья Ирина Горохова.
«Нет четкой инструкции на случай, если вашего ребенка обижают в школе. Могу только отметить: забудьте слово «нельзя». Если ребенка травят, то нет запрещенных приемов, кроме одного: ни в коем случае нельзя бить, унижать и как-то морально подавлять чужих детей», - говорит Мария Дьячкова.
Иногда достаточно поговорить с ребенком, чтобы он понял, что может сам справиться с ситуацией, иногда можно позвать на помощь учителей. Кто-то просит старшеклассников поговорить с обидчиками ребенка. Это тоже может сработать, говорит специалист.
«В любом случае большинство историй про травлю не были бы столь драматичными и травматичными для ребенка, будь у него возможность просто поделиться с кем-то», – объясняет психолог.
В случае травли помощь нужна не только жертвам, но и агрессорам.
«Ведь травят ребенка такие же дети. Поэтому лучшей профилактикой подобного является корректное отношение к ребенку дома. Агрессором становится тот, кто сам унижен и оскорблен. У нормальной психики нет желания самоутверждаться за счет унижения других людей», - поясняет Мария Дьячкова.
Специалист отмечает, что многие родители иногда прямолинейно понимают свою задачу и идут сами разбираться с обидчиками. Из-за этого у ребенка на всю жизнь может остаться ощущение, что он не справился, что он слабый. Не стоит также забывать, что у подростков достаточно жесткая форма общения. То, что взрослым может показаться травлей, для подростков – норма. Не надо бить в колокола по каждому поводу.
БЕЗНАКАЗАННОСТЬ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ
Школа в работе взаимодействует с комиссией по делам несовершеннолетних. Ее вмешательство необходимо, если речь идет о правонарушениях учащихся. Информацию об этом доводят до сведения комиссии ПДН в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
«Наше вмешательство вовсе не означает обязательную организацию индивидуальной профилактической работы и постановку на учет в органах системы профилактики. Но мы как минимум должны знать о ситуации и иметь возможность разобраться в ней, дать надлежащую оценку действиям учащихся», – говорит заведующий отделом по делам несовершеннолетних администрации губернатора Московской области Евгений Здобнов.
В зависимости от мотивов, характера и тяжести проступка, возраста и поведения ребенка могут быть разные меры воздействия. Например, принесение публичного извинения или строгий выговор.
«Это необходимо для предупреждения повторных противоправных действий, а также для проведения комплексных профилактических мероприятий с учащимися. Как правило, безнаказанность имеет последствия. Подросток, понимая, что не понес наказания за противоправные действия, совершает новые, зачастую более тяжкие проступки», – уточняет Здобнов.
Полезной может быть любая информация о готовящемся правонарушении. Специалист советует родителям, учителям и ученикам не игнорировать факты психологического и физического насилия. Каждый такой случай должен быть рассмотрен, а виновные наказаны.
СЕТЕВАЯ ТРАВЛЯ
Получил среди школьников распространение и так называемый кибербуллинг - травля на просторах интернета при помощи компрометирующих фото и видео, а также создание групп для издевательства над жертвой. Остановить подобное практически невозможно.
«У нас нет полномочий, чтобы повлиять на администраторов таких сообществ. Обычно мы обращаемся к владельцам сети «ВКонтакте» с просьбой закрыть ту или иную группу», – делится опытом Ирина Василенко.
Зачастую взрослые имеют слабое представление о насыщенной жизни детей в интернете. Профилактикой кибербуллинга является повышение уровня знаний родителей и учителей о соцсетях.
КСТАТИ
После ситуации в Ивантеевке для школ Подмосковья разработают новые правила безопасности. Об этом сообщила уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова.
«Случай в Ивантеевке послужил нам всем жестоким уроком и стал точкой невозврата, после которой уже нельзя жить по-старому. Поэтому совместно с Министерством образования мы разрабатываем сейчас новый алгоритм по поведению детей в школе и проводим семинары для педагогов», - отметила детский омбудсмен.
В правилах могут появиться пункты, касающиеся опозданий детей на уроки. Так, опоздавшие школьники не смогут сразу пройти в класс, минуя дежурного учителя. Они пойдут на урок после беседы с педагогом, который обратит внимание, если в поведении ребенка что-то не так. Кроме того, будут пересмотрены критерии отбора охранных фирм для школ.