Охранник, который лишил жителя Подольска памяти, получил два года колонии

Общество
Александр Тарасенков/ТАСС

Фото: [Александр Тарасенков/ТАСС]

Подольский городской суд вынес обвинительный приговор охраннику развлекательного клуба «Рио Гранд» Дмитрию Япринцеву, который весной прошлого года нанес посетителю заведения Сергею Игнашину тяжкие травмы. 18 месяцев, 25 заседаний, четыре медицинские экспертизы, десятки врачебных осмотров и репортажей в СМИ. Итог – обвиняемый проведет следующие два года в колонии общего режима и выплатит пострадавшему более 1 млн руб. Потерпевший, скорее всего, никогда не вернется к полноценной жизни. Завершился и невероятный роман Сергея и его девушки Дарьи, с которой молодой человек после потери памяти буквально каждый день знакомился заново. Пара рассталась. Корреспондент «Подмосковье сегодня» вспомнил нюансы истории, за которой внимательно следил полтора года.

РАССЛАБЛЯЮЩИЙ УДАР И ПРОЖЖЕННАЯ РУБАШКА

Нанеся роковой удар, Дмитрий Япринцев сделал два звонка. Первый своей девушке: «Мне нужно 800 тыс. руб., кажется, я убил человека». Второй – маме: «Ищи адвоката, я в полной ж…». Выключил телефон и пропал. Его объявили в федеральный розыск. Через пять месяцев Япринцев явился в полицию лично, но вину не признал и с помощью адвоката Дмитрия Ильина начал выдвигать оправдательные версии – от «расслабляющего» удара» до «провокаций со стороны самого потерпевшего». Большинство доводов не подтвердили ни видео с камер наблюдения, ни свидетели.

– На одном из последних заседаний они (Япринцев и его адвокат. – Прим. ред.) сказали, что Сергей кинул в охранника зажженную сигарету и прожег ему рубашку, – рассказывает мать потерпевшего Людмила.

По словам женщины, за полтора года они так и не дождались от Дмитрия и его родственников извинений.

– Две недели назад, когда уже все шло к реальному сроку, он подошел и процедил сквозь зубы «извините», – говорит Людмила. – До этого никто не предлагал помощь, никто ничего не говорил. На первых заседаниях он с друзьями вообще смеялся, чувствовал свою безнаказанность.

СТРАННОСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ

Дмитрий Япринцев действительно мог отделаться малой кровью. В декабре прошлого года судмедэксперт Ирина Данилина вынесла вердикт, что травмы Игнашина носят инерционный характер, то есть получены от падения с высоты собственного роста, а удар ногой послужил лишь катализатором. За такое в России можно отделаться штрафом или условным сроком. При этом, отвечая на вопросы защиты, Данилина не смогла внятно описать траекторию падения потерпевшего. Позже адвокат Игнашина Евгений Зобов сказал, что впервые за 20 лет практики столкнулся с такой некомпетентностью.

– Не были запрошены дополнительные материалы дела, не отражена схема повреждений, – говорит адвокат. – Даже личный осмотр Сергея не проводился. По словам Данилиной, Сергей рухнул навзничь, хотя на видео четко видно, что сначала он падает на ягодицы, а потом на спину.

Зобов подал ходатайство о комиссионной экспертизе, результатов которой пришлось ждать несколько месяцев. Согласно новому заключению стало ясно, что основную травму Сергею нанесли тупым твердым предметом – ногой в обуви – в район скулы и виска. Из-за изменения характера травм дело начали рассматривать заново, вплоть до опроса всех свидетелей и смены судьи.

ВЗРОСЛЫЙ ПОДРОСТОК

После полученного удара Сергей впал в кому. Очнулся через два дня, не узнал маму, девушку Дарью принял за сиделку – из памяти стерлись последние четыре года жизни. Врачи говорили «с кровати не встанет». Игнашин встал, перенес несколько операций по спасению слуха и зрения и выписался из больницы.

– В первые недели память обнулялась по несколько раз в день, – вспоминает Дарья. – Расскажешь ему о прошлом, он поспит в обед и опять ничего не помнит. Потом стал виден прогресс.

После выписки Сергей начал наблюдаться у известного столичного невролога Игоря Степанищева и делать заметные успехи в реабилитации. Игнашин строил планы, как полностью восстановит память и пойдет работать адвокатом. Через несколько месяцев прогресс остановился, а родные начали замечать в поведении Сергея странности.

– Он стал более вспыльчивым, раздражительным, – говорит Дарья. – Во всем не соглашался со мной и родителями, отказывался лечиться. Как подросток.

Доводы близких подтвердил и невролог.

– По общению с ним, его интересам и рисункам можно сказать, что Сергей застрял в подростковом возрасте, – отмечает Степанищев. – Удастся ли преодолеть этот период, не известно.

На последнее заседание Игнашин не пришел. Его с новой силой начали беспокоить головные боли, шумы, головокружения. Есть риск развития эпилепсии.

– В месяц на лечение уходят десятки тысяч рублей, – говорит мама Сергея. – Каждые три месяца мы посещаем стационар, каждые полгода ложимся под капельницы. В голове образовались кисты, возможно, нужны будут операции. Врачи говорят, что нужно смириться, до конца Сергей уже не восстановится.

УХОДИ ИЗ МОЕЙ ЖИЗНИ

История любви Сергея и Дарьи развивалась как голливудский сценарий. Молодой человек каждый день знакомился со своей девушкой заново. Дарья не оставила парня в беде и снова и снова рассказывала ему о прошлой счастливой жизни. Молодые люди успели сняться в программе «Модный приговор», сюжеты про них снимали федеральные каналы и знаменитые видеоблогеры. Пара часто посещала различные мероприятия и виделась с друзьями – все ради новых эмоций Сергея. Но, в отличие от телевизионных мелодрам, в этой истории нет хеппи-энда – молодые люди расстались.

– Во время одного из своих подростковых капризов Сергей сказал, чтобы я исчезла из его жизни, – говорит Дарья. – Такое и раньше было, но тогда он наговорил много личных вещей, сказал, что это окончательное решение. Я ушла, но пообещала, что навсегда останусь другом. Мы созваниваемся, я стараюсь его поддерживать. В одном из разговоров Сергей признался, что не помнит, почему мы расстались.

ИТОГ

Отбывать двухлетний срок Дмитрий Япринцев отправился прямо из зала суда. Он мог получить до восьми лет, но помогли смягчающие обстоятельства.

– Даже здесь есть несправедливость, – говорит Людмила. – Срок в том числе смягчили за то, что он лично вызвал моему сыну «скорую», когда понял, что натворил. Но такого не было. Вообще два года за искалеченную жизнь мало. Но хорошо, что все закончилось. Теперь сможем сосредоточиться на лечении. Суды истощали эмоционально.

Сразу после заседания она увезла Сергея на процедуры в другой город почти в 700 км от Подольска.

– По нормам УК РФ, заключение комиссии – полноценное доказательство, поэтому суд опирается на это мнение, – говорит уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина Семенова. – Доказать ошибку эксперта очень трудно, но примеры есть. Недавно в Балашихе судмедэксперта привлекли к ответственности за некачественное заключение, дело сейчас в суде. Правильно, что молодой человек из Подольска с помощью своего адвоката потребовал пересмотреть заключение первой экспертизы. Иначе решение суда было бы принципиально другим.

Окончательная версия следствия

Стычка между охранником Дмитрием Япринцевым и посетителем Сергеем Игнашиным произошла 17 апреля 2017 года из-за разбитого кальяна. Курительный прибор при этом случайно испортил другой молодой человек, с которым Сергей и его девушка Дарья познакомились прямо во время отдыха в клубе «Рио Гранд». Виновник инцидента оплатил часть стоимости испорченной вещи и уехал. С Сергея требовали оставшуюся сумму. Словесная перепалка в помещении клуба переросла в драку на парковке. Япринцев превысил полномочия и применил грубую физическую силу, нанеся здоровью Игнашина тяжкий вред. Признан виновным по части 1 статьи 111 УК РФ.