Спаржа, сэр: чем популярный овощ из Подмосковья отличается от южных вариантов
В регионе начали собирать урожай спаржи. Из-за прохладной погоды работы сдвинулись на вторую декаду мая, однако это не должно помешать планам самого крупного производителя овоща получить большой урожай: в этом году хозяйство заметно увеличило посевные площади. Рассказываем, как продукт аристократов завоевывает подмосковный рынок и почему не может стоить дешево.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Самый крупный производитель спаржи в Московской области – предприятие «ЭКОломна», чьи поля находятся под Коломной и Озерами. В этом году хозяйство расширило посевные площади до 16 га. А пять лет назад, на самом старте, начинало всего с 1 га. Даже эти объемы тогда были существенными для нашего региона. Ведь деликатесную культуру здесь выращивали лишь точечно, мелкие предприятия.
– Спаржей мне предложил заняться мой партнер – француз Николя Буассе. Его родители всю жизнь выращивали этот овощ в горах возле Гренобля. Сам Николя давно живет в России и заметил, что такого продукта здесь практически нет, – отмечает один из руководителей предприятия Виктор Рымов. – Я с удовольствием согласился. Было волнительно, ведь продукт не совсем привычен российскому потребителю. Поэтому мы и начали с маленьких площадей.
На тот момент предприниматели даже не знали, что спаржа для нашей страны – далеко не диковинка. Эту культуру у нас выращивали еще в XVIII веке. А к XIX веку начали издавать специализированные книги и научные труды по ее возделыванию. Упоминаться овощ стал и в литературе. Например, в одном из эпизодов романа «Обломов» Гончарова, главный герой посылает на рынок свою кухарку Аксинью именно за этим продуктом.
– В царской России производилось очень много спаржи. На площади большей, чем сегодня во Франции – отмечает Рымов. – Но при коммунистическом режиме она оказалась ненужной.
НАША СЛАЩЕ
Генетическая ли это память потребителя или спаржа быстро покоряет сердца и желудки, но подмосковный продукт практически сразу же стал пользоваться спросом.
– Мы начали предлагать овощ ресторанам и увидели, что он вызывает большой интерес, – говорит Рымов. – Особенно высоко оценили его шеф-повара. Именно это дало толчок дальнейшему развитию проекта.
Через два-три года, когда стали позволять посевные площади и объемы производства, хозяйство начало заключать договора с ритейлерами. Первой внимание на редкий продукт обратила известная сеть премиальных супермаркетов.
– Интересно, что подмосковная спаржа получается лучше по вкусу, чем выращенная в южных регионах. Она более сладкая и сочная, – подчеркивает предприниматель. – Я думаю, что это частично из-за климата, частично из-за специального ухода, секреты которого мы не раскрываем.
ЛОКАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ
По примерным подсчетам, производителю принадлежит до четверти регионального рынка спаржи. В планах в этом году довести посевную площадь до 20 га. Подмосковный деликатес вряд ли будут вывозить в другие регионы.
– Нам интересен сбыт именно в нашей области. Мы считаем, что спаржа – это локальный продукт, – говорит Виктор Рымов. – Она должна выращиваться рядом с большой агломерацией, поскольку при долгой транспортировке теряет в качестве.
Для выращивания овоща предприятие закупило четыре вида голландских семян. Три дали хороший урожай. В сезон за один день стебли этих видов вырастают на 15 см. Спаржу в то время срезают ежедневно.
– Спаржу доставляют в рестораны и в торговые сети региона и столицы уже через несколько часов после сбора, – добавляет министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Сергей Воскресенский.
Как отмечает министр, спаржевый сезон в Подмосковье будет длиться в регионе до конца июня.
– Спаржу в хозяйстве «ЭКОломна» в связи с неблагоприятными погодными условиями в этом году начали собирать во второй декаде мая, - рассказал Сергей Воскресенский. - На сегодняшний день получено порядка 3,5 т. За этот сезон хозяйство планирует собрать около 8 т овоща.
Кстати, стоимость спаржи в розничных сетях – от 850 до 1200 руб./кг. Высокая цена обусловлена тем, что срезать культуру можно только вручную.