Специалисты объяснили, с чем связано снижение жалоб на конфликты в школах Подмосковья

Общество

С каждым годом аппарат уполномоченного по правам ребенка в Московской области получает все меньше обращений на тему образования. За 2021–2022 учебные годы поступило 78 обращений по конфликтным ситуациям в образовательных организациях, рассказывает Ксения Мишонова. 27 из них – за семь месяцев текущего года.

«Наибольшее число жалоб на конфликты в образовательных организациях за шесть лет моей работы в должности детского омбудсмена было в 2018 году, после чего мы и запустили проект «Бесконфликтная школа». С тех пор число обращений сократилось более чем на 40%», – поясняет Мишонова.

Ведущий психолог-консультант Электростальского центра психологии и судебно-психологической экспертизы «Древо жизни» Марина Барышева выделяет несколько наиболее популярных тем конфликтов у школьников. Значительный пласт из них занимают ситуации, когда родители с каждой стороны вмешиваются в ссору детей, не понимая реальной сути произошедшего.

«Частая тема конфликтов – кражи дорогостоящих смартфонов, одежды и иных символов статуса, которыми дети часто хвастаются. Далее идут конфликты социального характера, связанные с неравенством и выражаемые в виде буллинга», – говорит Барышева.

Также распространены, по словам эксперта, конфликты из-за долгов, ранних криминальных отношений, часто связанных с психоактивными веществами или вейпами.

По словам Барышевой, психологи помогают осознать реальные мотивы сторон, выработать эффективную стратегию выхода из сложившейся ситуации.

Очень хорошо зарекомендовала себя групповая работа с подростками – участниками и жертвами школьных конфликтов, продолжает психолог. Совместными усилиями можно гораздо эффективнее находить слабые места в поведении человека и вырабатывать более гибкие, успешные навыки взаимодействия с окружающими.

О том, что число школьных конфликтов сокращается в последнее время, говорит и начальник Центра практической психологии образования Московской области Андрей Коповой.

«Во-первых, в каждой образовательной организации сегодня существуют Cоветы профилактики. Они функционируют в межведомственном формате и могут привлекать для решения спорной ситуации различных специалистов, в том числе сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних. Эта площадка позволяет эффективно решать конфликты внутри школы», – рассказывает эксперт.

Второй очень действенный инструмент, по словам Копового, это медиация в школах. Посредниками для урегулирования спора в образовательных учреждениях сегодня выступают не только педагоги, но и сами ученики.