Спрут VS корабль: в Котельниках проведут голосование за облик нового храма
Фото: [spas_nerukotvorny/instagram.com]
Фантазия архитекторов, которые заявили свои проекты храма во имя Спаса Нерукотворного в микрорайоне Парковый, не знает границ. Одни представили святыню в готическом стиле, другие добавили в нее мотивы псковских церквей, третьи поместили на крышу синего спрута. Корреспондент «Подмосковье сегодня» узнал у авторов проектов, что их вдохновило на такие смелые решения.
Я ХУДОЖНИК, Я ТАК ВИЖУ
В финал конкурса, который определит облик нового подмосковного храма, вышло 10 работ. Четыре из них принадлежат архитектору из Люберец Вадиму Судареву.
– Все мои проекты – это размышление на тему «Куда же движется церковная архитектура?», – говорит Сударев.
Строительство храмов с помощью современных материалов, в том числе бетона, он называет «неуместным» и «ужасным». Отличительные черты одного из проектов, который представляет Сударев, – массивный серый пандус, отсутствие декора на стенах и монохромные цвета. С торца церковь напоминает корабль, покачивающийся на волнах. По словам архитектора, на это решение его вдохновили псковские храмы.
Для второго проекта Сударев черпал идеи в несохранившемся храме Спаса на Бору в Московском Кремле и в Покровской церкви Марфо-Мариинской обители Алексея Щусева. Макет центрального строения, увенчанного золотым луковичным куполом-главкой с примыкающими к нему тремя апсидами с зелеными крышами, напоминает иллюстрации Билибина к русским сказкам. Все храмовые служебные помещения при этом не разбросаны по территории, а наслаиваются друг на друга, как слои «Наполеона».
– Такое решение придает зданию монументальность, – объясняет архитектор.
Один из самых необычных проектов Сударева – аскетичный бетонный храм. Вместо куполов в центре крыши, напоминающей изогнутую шляпку гриба, установлены три креста, символизирующие Голгофу. По словам автора, основой для этого проекта стали образы нескольких зарубежных святынь – кафедральный собор в Бразилии, «Церковь пилигримов» в Германии и храм в Роншане (Франция).
– Мы пока не готовы к такой архитектуре, – считает автор. – Но это не означает, что ее не должно быть.
ЩЕПОТКА ЦВЕТА И ФАНТАЗИИ
Самые бурные споры в соцсетях разгорелись вокруг проекта Валерия Лизунова из бюро ARCHPOINT. В комментариях его работу называют «глазированным сырком», «спрутом, сползающим с табуретки» и «космической станцией»… Впрочем, архитектора такие сравнения не обижают. Свою работу он характеризует как «небеса, спускающиеся на землю».
– Основная идея – занять все выделяемое пространство, уйти от прямоугольных форм и прийти к обтекаемости, – говорит Лизунов. – Мне хотелось соединить минимализм и древнерусские формы. Главки, барабан и кровля – это единый покров, который своими формами должен располагать к добру и доверию.
На фоне футуристических представлений о храмовой архитектуре проект Екатерины Уваровой из благотворительного фонда «Сохранение культурного наследия «Белый Ирис» выглядит чуть наивно.
– Моей целью было вернуться к дореволюционному времени, когда пересматривали русское искусство и архитектуру, – говорит Екатерина. – Я попыталась представить, что я архитектор начала ХХ века.
Одним из технических пожеланий от застройщика было отсутствие ограды.
– Но без нее храм выглядит сиротливо, – считает девушка. – Поэтому я решила заменить ее двумя башнями на западном фасаде.
В качестве ярких акцентов она предложила использовать цветную керамику.
– Современной архитектуре не хватает радости, – продолжает Уварова. – Мне бы хотелось, чтобы храм выглядел нарядным, слегка игрушечным.
кстати
Проголосовать за понравившийся проект можно будет с 20 сентября до 20 октября на сайте администрации городского округа Котельники.