Стобалльники Марины Шушкевич: педагог-рекордсмен рассказала, как подготовить школьников к блестящей сдаче ЕГЭ
Фото: [Донат Сорокин/ТАСС]
Учитель русского языка и литературы Марина Шушкевич работает в Лицее научно-инженерного профиля в Королеве уже 22 года. Среди ее учеников есть победители и призеры областных и всероссийских олимпиад, отличники ЕГЭ. Но подготовить к экзамену сразу 13 стобалльников Марине Николаевне удалось впервые. В чем секрет ее успеха, какова роль Тарантино и Ларса Фон Триера в оттачивании учительского мастерства и почему классика, аниме и фантастика одинаково важны для педагога, выяснил наш корреспондент.
УЧЕНИКИ НА ЗАВИСТЬ
– Образование – это двусторонний процесс. Я могу дать очень много, использовать все существующие методики, с удовольствием преподаю, но мне нужен отклик. Должны быть ученики, которые это воспримут, – рассказывает Шушкевич. – Здесь, в лицее, ребята именно такие: любознательные, умные, интересующиеся, они умеют мыслить и рассуждать логически. Работать с ними – одно удовольствие.
По словам Марины Николаевны, на высокий результат ЕГЭ совместно работают не только педагогический состав и ученики, но и администрация школы. Особенно это стало заметно во время дистанционного обучения.
– Дистанционка была настоящим испытанием. Но администрация помогала решать все технические вопросы, чтобы мы могли нормально работать. Ребята тоже показали себя очень достойно. Они не пропускали занятия, выполняли задания, много занимались самостоятельно, – отмечает она.
БЕСКОНЕЧНЫЕ СОЧИНЕНИЯ
Даже самым талантливым не сдать блестяще ЕГЭ по русскому языку без подготовки. И если с тестовыми заданиями выпускники справляются без особых хлопот, то сочинение требует большой самоотдачи. Умение быстро и грамотно писать на любую тему приходит только после месяцев практики. Поэтому с апреля по июнь многие ребята писали сочинения практически ежедневно.
– Я каждый день проверяла работы, даже во время отпуска. На каждую писала небольшую рецензию, выделяла и разбирала каждую ошибку или недочет. Да, было тяжело, ведь сочинений очень много. Но если мои ученики готовы так трудиться, разве я могу их подвести и отказать в помощи? – вспоминает педагог.
Чтобы подготовить ребят еще лучше, Шушкевич постоянно проводила с ними тесты по русскому языку в условиях, максимально приближенных к реальной сдаче ЕГЭ. Это держало в тонусе: школьники научились правильно распределять время, удостоверились в собственных знаниях и проработали слабые места.
АКТУАЛЬНЫЙ «ОНЕГИН»
Успех на экзамене зависит от заинтересованности учеников не только в результате, но и в самом предмете.
– Я стараюсь увлечь ребят. Рассказываю, что язык, на котором мы говорим сегодня, берет свое начало от старославянского, где в отличие от современного русского было 15, а не шесть падежей, и еще много всего интересного, – говорит учитель. – И ученикам хочется знать больше. Ведь русский язык – это увлекательная для изучения система.
По такому же принципу строится работа Шушкевич и с литературными произведениями. Она помогает подросткам по-новому взглянуть на классику, увидеть себя в героях Пушкина и Лермонтова, Толстого и Достоевского. Вот, например, «Евгений Онегин» – казалось бы, что нового там можно увидеть? Но после разбора содержания вместе с учителем ребята неожиданно для себя убеждаются в том, насколько оно современное. Герои Пушкина близки и понятны, а конфликт актуален в наше время.
Несмотря на педагогический стаж в 27 лет, Марина Николаевна до сих пор тщательно готовится к каждому уроку, используя при этом как современные технологии, так и принцип метапредметности.
– Мы применяем интерактивные доски, презентации, создаем мультимедийные проекты – все это уже давно неотъемлемая часть образовательного процесса. Как и метапредметность. Разве могу я говорить о литературе XIX века и не вспомнить ключевые исторические события, не рассказать о декабристах? – объясняет учительница. – Без связи с историей, мировой художественной культурой, музыкой преподавателю русского и литературы не обойтись.
СОВЕТУЮТ ПАЛАНИКА И «ДЖОКЕРА»
Марина Николаевна уверена: чтобы увлечь детей «своими» книгами, нужно быть готовой воспринимать «их» книги. Ребята с удовольствием поговорят с учителем о классике, если он побеседует с ними о фантастическом романе «Метро 2033», творчестве Толкина или Мураками.
– Если школьники это читают, то и мне в этом нужно разобраться и потом вместе с ребятами обсудить, – рассказывает педагог. – Например, про Паланика я узнала именно от своих учеников, благодаря им прочла книгу «Снежный цветок и заветный веер». Мы говорим с ними о Коэльо и Мураками, Борхесе, Кортасаре и Камю. Им действительно все это интересно. А о роли сонаты Бетховена в рассказе Куприна «Гранатовый браслет» мой ученик может рассказать мне больше, чем я и сама знаю.
По словам Шушкевич, нет ничего приятнее и ценнее для нее как для учителя, когда дети интересуются ее мнением. И это касается не только литературы, но и музыки, кино, да и вообще всей современной культуры.
– Они советуют мне разные фильмы: Тарантино, Фон Триера, из последнего – «Джокера». Часто это спорные фильмы, я бы сама им такое не посоветовала и не могу сказать, что мне все нравится. Но раз они это смотрели, то и мне с ними нужно говорить на одном языке, – уверена Марина Шушкевич.
Из 69 выпускников Лицея научно-инженерного профиля в Королеве 46 учащихся набрали 90 баллов и выше, из них шестеро – 98 баллов, 13 – 100 баллов. Средний балл по русскому языку – 92.
– Марина Николаевна – рекордсмен среди учителей по количеству стобалльников, это высокий результат. Пока в Подмосковье более 500 учителей, чьи ученики набрали 100 баллов, но результат может еще измениться после подведения окончательных итогов, – добавила министр образования Московской области Ирина Каклюгина.