Столярный лак и валерьянка: подмосковным краеведам удалось выяснить, как лечили травмы головы в 1901 году

Общество
Можайское объединение краеведов/vk.com

Фото: [Можайское объединение краеведов/vk.com]

В Подмосковье продолжают расшифровку «Кукаринского архива», который случайно обнаружили на чердаке частного дома в деревне Кукарино под Можайском летом прошлого года. Ранее благодаря старинным паспортам краеведам уже удалось узнать, какие профессии были самыми популярными и редкими в этих краях в прошлом. А на днях в руки активистов попал еще более редкий документ – скорбный лист.

Раритет случайно обнаружил местный школьник Антон Кутюкин, который вызвался добровольцем разбирать архивные документы. Ценная находка представляла собой тоненькую тетрадку, сшитую нитками. Надпись на обложке гласила: «Скорбный лист». Оказалось, что это аналог современной истории болезни. Найденный документ рассказывал о девятилетнем мальчике Алексее Ильине, который попал 25 сентября 1901 года в Можайскую уездную земскую больницу с травмой головы.

– Ребенка ударила лошадь копытом по голове в деревне Отяково, – рассказывает член правления Можайского объединения краеведов Мэлс Дехканов. – Сам факт, что мальчик выжил после этого, уже радует. Так как известны случаи, когда взрослого человека такой удар убивал наповал.

Документ изобиловал латынью и специфической медицинской терминологией. Для расшифровки краеведы обратились за помощью к врачу и терапевту с большим стажем Наталье Рымко. Изучив тетрадку, она выяснила, что помимо раны у ребенка было сотрясение мозга. Лечили пациента перевязками и настойкой валерьяны.

– До приезда в больницу пострадавшему была оказана первая помощь в деревне. Рана была «перевязана грязными тряпками», перед этим весьма своеобразно обработана. Как гласит документ, «рана загрязнена попавшими в нее волосами и столярным лаком, которым ее залили в деревне». Звучит дико. Впрочем, столярные лаки в те годы изготавливались исключительно из натуральных масел, спирта или скипидара, и, возможно, это оказалось не самым худшим заменителем антисептика, – поясняет Дехканов.

Леша быстро шел на поправку, несмотря на серьезность травмы: рваная рана около 4 см длиной и вмятина на черепной коробке. Уже через 10 дней после поступления родители забрали ребенка домой.

– В документе очень детально и грамотно все описано. Очень впечатлил график температуры, а также наблюдения и фиксация частоты пульса и дыхания. И конечно же, сам факт выздоровления при такой непростой травме говорит о том, что врачи справились со своим делом успешно, – подчеркивает Дехканов.

Теперь можайские краеведы намерены найти потомков мальчика и выяснить, как сложилась его жизнь.