Тени исчезают в полдник: в Подмосковье зрение дошколятам лечат с помощью необычного театра

Общество
Иван Водопьянов

Фото: [Иван Водопьянов]

Никакого занавеса, из декораций только белый экран, вместо актеров – тени. В королевском детском саду № 12 «Сказка» для ребят с нарушением зрения уже больше года существует настоящий теневой театр – единственный в области в этой категории. На одном из представлений побывали корреспонденты «Подмосковье сегодня».

СТЕСНИТЕЛЬНЫЙ ВОЛК

Свет гаснет, на экране появляется избушка козы и козлят. В домике можно разглядеть маму и ее детей, которые поют веселую песню, вернее, их тени. Дальше все продолжается по сюжету сказки «Волк и семеро козлят», по мотивам которой ребята и поставили спектакль. Зрители – воспитанники младших групп – в восторге. А когда на экране появляется тень актера в волчьей маске, девочки закрывают глаза от ужаса.

– Сегодня наш «волк» Вадим был какой-то зажатый, – говорит после спектакля музыкальный руководитель «Сказки» Марианна Копытова. – Вообще, он очень артистичный мальчик и всегда играет главные роли.

Шестилетний Вадим действительно немного испугался камеры. Но виду старался не подавать – как настоящий актер.

НАЧАЛИ НА ПАЛЬЧИКАХ

Идея создать в детском саду теневой театр возникла в прошлом году. Начинали педагоги с настольных представлений.

– Театр был пальчиковый, – рассказывает заместитель заведующего детским садом компенсирующего вида № 12 «Сказка» Алла Мешкова. – Показывали детям геометрические фигуры. Со временем театр со стола перешел на пол.

Своими силами педагоги сделали экран из подручных средств – на деревянную раму натянули белое полотно. И ребята начали ставить небольшие сценки: обыгрывали известные песни и сказки. Вскоре благодаря усилиям заведующего Елены Шабаловой в саду появился профессиональный экран. Это позволило обычному детскому кружку выйти на новый уровень. Недавно со спектаклем «Муха-­цокотуха» воспитанники и педагоги приняли участие в региональном конкурсе театральных постановок «В гостях у сказки» и получили диплом «За творческий подход и оригинальность».

СИЛУЭТЫ ЛЕЧАТ

Перед каждой постановкой с детьми в саду проводят серьезную подготовку и коррекционную работу. Сначала воспитатель знакомит артистов с художественным произведением, показывает мультфильм, помогает анализировать и разбирать каждую деталь. Затем к работе подключается тифлопедагог. Он показывает ребятам картинки, силуэты, контурные изображения.

– Это очень важно для детей с нарушением зрения, так как они не получают целостного восприятия картинки, – рассказывает учитель-дефектолог Ольга Седова. – Вообще участие в теневом театре очень полезно: учит распознавать силу­эты. Важную роль в спектакле играет музыкальное сопровождение. Ориентируясь на него, дети запоминают слова, учат движения.

Сейчас проект реализован только в одной подготовительной группе «Сказки». По словам педагогов, постановка спектакля требует от детей большой подготовки как физической, так и эмоциональной. Нужна система, чтобы отработать все движения и запомнить перестроения. Иногда на помощь приходят родители, которые с удовольствием принимают участие в постановках.

– Да у нас и дети работают по-взрослому, – говорит Мешкова. – Они помогают делать костюмы для своих спектаклей, афиши, даже входные билеты для зрителей из младших групп.

В планах сотрудников детсада реализовать проект и в других группах «Сказки». А еще – поставить настоящий теневой мюзикл, где актеры будут петь не под фонограмму, а самостоятельно.

– В образовательных учреждениях региона работают настоящие профессионалы своего дела, умеющие находить к детям индивидуальный подход, – сообщили в пресс-службе Министерства образования Московской области. – Применяя новые направления в работе, они делают процесс обучения интереснее и качественнее. Особое внимание в регионе уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Для нас важно, чтобы каждый ребенок развивался и получал необходимые знания, чувствуя себя при этом комфортно.