Топ-5 дурных привычек пассажиров общественного транспорта
Фото: [Евгений Биятов/РИА Новости]
В автобусе или электричке, маршрутке или троллейбусе – в любом виде общественного транспорта страсти могут накалиться до предела за считаные секунды. Этому способствует все: и обилие опаздывающих, и толкучка в салоне. Мы собрали самые раздражающие, по мнению самих пассажиров, ситуации в общественном транспорте и попросили подмосковных психологов прокомментировать их.
Привычка № 1: Когда уступают место, хотя ты об этом не просил
«Будьте взаимно вежливы, уступайте места инвалидам, пожилым людям, пассажирам с детьми и беременным женщинам» – правило знакомо всем, но спорных ситуаций не исключает. Например, глядя на некоторых пассажиров, не всегда можно определить, принадлежит ли человек к одной из перечисленных категорий.
«Было время, когда я сильно поправилась. Еду как-то в автобусе, а передо мной сидит молодой человек. Посмотрел на мой живот и предложил сесть. Согласилась, стыдно было говорить, что не беременна», – признается Олеся Антонова из Одинцово.
– Важное правило: при желании уступить место нужно постараться оценить, действительно ли это требуется человеку, которому вы собрались помочь, – поясняет коуч, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Ольга Агафонова из Химок. Ведь в противном случае можно обидеть не только поправившуюся женщину, но и, например, человека, который не ощущает себя немощным стариком.
Привычка № 2: Когда пассажиры считают, что их детям все должны
Одна из самых раздражающих категорий пассажиров, по признанию пользователей подмосковных пабликов в соцсетях, – это так называемые «яжматери» и «яжбабушки». Первые, если их ребенку не посчастливилось сесть, начинают предъявлять претензии и оскорблять. Вторые, несмотря на почтенный возраст, усадят внуков, а сами будут терпеть неудобства.
«На меня как-то наехала женщина с ребенком лет семи за то, что не уступаю ей. Едва ли не матом крыла. И что мне с температурой 38 и после двух суточных смен нужно было стоять?» – возмущается постоялица мытищинского сообщества Юлия Белоусова.
– Хамское поведение «яжматерей» приносит вред не только пассажирам, но и в конечном счете самим детям, – подчеркивает коуч Ольга Агафонова. – Им не прививают навык заботы о других, в будущем они, вероятно, так и будут сидеть, несмотря на стариков, беременных женщин или инвалидов рядом. Если столкнулись с требованиями таких матерей или бабушек, оцените риски и выгоды для себя. Что вам принесет больше удовлетворения: остаться сидеть на своем месте или встать, защитив себя от конфликта. Выбор за вами.
Привычка № 3: Когда сосед постоянно смотрит в твой смартфон
«Могу вынести все, кроме наглых глаз, которые следят за твоей перепиской в смартфоне», – говорит жительница Химок Татьяна Абросина.
– Выяснять отношения в подобной ситуации – явно не выход, лучше проявить снисходительность, – говорит психолог и коуч из Подольска Александра Метальникова. – Нужно понять, что любовь к чужим тайнам свойственна практически каждому из нас. Именно это качество, по мнению антропологов, в древние времена помогло людям выжить, сплачивая их в мелкие группы. К тому же человек мог остановить свой взгляд на вашем гаджете, просто задумавшись.
– Попробуйте подойти к ситуации с юмором: откройте приложение «Заметки» и наберите «Почему меня так злит, когда кто-то смотрит в мой смартфон?» – советует Александра Метальникова. – Вполне возможно, что все обернется дружным хохотом и к концу поездки вы обзаведетесь хорошим знакомым.
Привычка № 4: Когда сидят с широко расставленными ногами
У этого явления, известного не только в России, даже есть свое название – менспрединг. В Нью-Йорке, например, несколько лет назад пассажиров, сидящих с широко расставленными ногами, стали штрафовать и даже арестовывать. Аргумент: вы занимаете слишком много места.
По словам постояльца подольского паблика Владимира Картона, такая поза не только комфортна, но и позволяет мужчине сохранить брутальный вид. В этой гендерно окрашенной ситуации верным решением будет проявить женскую мудрость и просто попросить подвинуться, отмечает Александра Метальникова.
– Спокойно и с достоинством просить – это прекрасный навык для женщины. И бывает очень полезным, – подчеркивает психолог.
Привычка № 5: Когда все слышат, что у пассажира звучит в гаджете
Ситуация, с которой сталкивались, пожалуй, все: едешь усталый с работы, в салон заходит пара ребят, у которых из смартфонов музыка на всю громкость. У нас не Япония, где люди привыкли не включать звуки мобильных и не разговаривать по телефону в общественном транспорте, поэтому пассажирам остается терпеть.
– Думаю, этот вопрос у нас можно решить только на уровне законодательства. Но оказавшийся в такой ситуации человек может попытаться позаботиться о себе сам: например, найти более комфортный угол, достать наушники и включить приятную музыку, – рекомендует член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Ольга Агафонова.
КСТАТИ
В автобусах Мострансавто пассажиры смогут найти для себя много интересного, при этом не создавая помех и неудобств для других. Например, в ряде транспортных средств размещены стикеры с QR-кодами, при сканировании которых можно попасть в мобильную библиотеку, где размещено более 100 книг, или прослушать аудиоэкскурсии об интересных достопримечательностях Подмосковья. Сейчас библиотека доступна в десяти филиалах предприятия.
Петр Ульянов, член Общественной палаты Московской области:
– Вопрос соблюдения норм этикета в транспорте, конечно, можно решить с помощью штрафов. Но лучше все же начать с чувства уважения к окружающим, которое должно воспитываться в человеке с самых ранних лет в семье, детском саду, школе. Ну и, конечно, если мы сами начнем доброжелательнее относиться к другим, наши поездки и в целом жизнь станут намного лучше.