Тяга к прекрасному: юрист рассказала, в чем ценность старинных брошей

Общество
из личного архива Ирины Зуй

Фото: [из личного архива Ирины Зуй]

Постоянные читатели «Подмосковье сегодня» знают члена Московской областной коллегии адвокатов Ирину Зуй как нашего неизменного эксперта в области права. Но Ирина, как человек талантливый, юриспруденцией не ограничилась и обзавелась в МГУ им. Ломоносова вторым образованием – эксперт-геммолог, то есть специалист по драгоценным камням. Она рассказала, как должен выглядеть правильный сертификат в ювелирном магазине, и показала несколько перлов из личной коллекции брошей.

ТРЕБУЙТЕ СЕРТИФИКАТ

По учебникам научиться разбираться в камнях и украшениях не получится, объясняет Зуй.

– Нужна «насмотренность» – трогать руками, сравнивать, развивать художественный вкус. Со временем учишься подмечать мелочи. Например, то, как закреплен бриллиант. Раньше в золото камни не оправляли, это считалось безвкусным. С платиной работать не умели, поэтому в большинстве старинных украшений бриллианты окружены серебром, благородно потемневшим со временем, - говорит эксперт.

В ювелирных магазинах камни из колец и сережек очень часто искусственно облагорожены, то есть их нельзя назвать полностью природными: над ними поработал человек.

– Камни облагораживают при помощи нагрева (это почти все сапфиры и рубины), – рассказывает Ирина. – Чтобы улучшить цвет, заливают стекло в трещины. От стекла сапфир становится прозрачным.

Такой камень сильно теряет в своей ценности и по идее должен терять и в цене. Но потребителям продают подобные экземпляры под видом натуральных.

– К сожалению, не все геммологические лаборатории честны, – говорит Зуй. – Часто по запросу клиента они пишут только половину правды. Недавно я была в одном из самых шикарных универмагов Москвы, там есть камни по несколько млн руб. В сертификате написано: натуральный сапфир. Это неправильно, там должно быть указано, что по результатам исследования следов улучшений не найдено. Ну и, конечно, фабричный ярлычок никогда не заменит сертификата.

НАСТОЯЩИЙ АНТИКВАРИАТ

У каждого коллекционера есть свои объекты вожделения, которые просто так не найдешь. Ирина обожает коллекционные броши, которые в Америке в эпоху 1930-40-х годов называли «костюмными украшениями»: тогда они пользовались заслуженным уважением и любовью женщин. Потрясающие изделия выпускали самые известные антикварные фирмы, которых больше не существует, – Коро и Трифари. У Ирины несколько десятков костюмных брошей: это и разные цветочные мотивы, и пчелки, и птицы. Есть даже мишка на велосипеде, где спустя 75 лет все еще крутится колесо.

Если покупка бриллианта – это всегда вопрос денег, то приобретение раритетных вещей – дело везения.

– Антикварные и ценные вещи не продают в магазинах, их можно выкупить только на международных аукционах или у других коллекционеров, – делится эксперт. – Старинных украшений больше не становится, этот рынок исчерпаем. Все мои знакомые знают, что я ищу брошь с красным цикламеном от Трифари, но ее нигде нет! Так что даже если есть средства, не всегда получаешь то, о чем мечтаешь.

На легковерных любителях старины наживаются мошенники, которые промышляют подделками. Особенно продвинулись в этом китайцы. Поэтому цены на предметы, которые и в свое время были единичными экземплярами, растут как на дрожжах. Ирина предупреждает: если вы не разбираетесь в предметах старины, лучше не вкладывать средства в антиквариат – есть большой шанс нарваться на подделку.

– При покупке ювелирного украшения внимательно осмотрите его, найдите оттиск пробирного клейма и именник завода-изготовителя (в случае если речь идет о ювелирной продукции отечественного производителя), - рассказали в Управлении Роспотребнадзора по Московской области. - Если изделие импортного производства, то именник может отсутствовать, но оттиск клейма инспекции пробирного надзора установленного образца должен присутствовать обязательно! На бирках ювелирных изделий со вставками из драгоценных камней должны быть указаны их характеристики (цвет и частота) и масса, из полудрагоценных – указывается просто вес вставки без каких-либо характеристик чистоты.