Установку мемориалов жертвам ДТП у дорог хотят запретить подмосковные депутаты

Общество
Кирилл Искольдский/Подмосковье Сегодня

Фото: [Кирилл Искольдский/Подмосковье Сегодня]

Увы, каждый год на дорогах погибают люди. Родственники некоторых жертв ДТП устанавливают на месте их гибели памятные знаки, порой даже целые мемориальные комплексы. Одних водителей они отвлекают, других, наоборот, заставляют быть более осторожными на дорогах. Депутаты Мособлдумы намерены выйти с законодательной инициативой о запрете на установку подобных мемориалов в придорожной зоне. А уже существующие памятники, скорее всего, снесут.

ПОКЛОННИКИ НЕСУТ ЦВЕТЫ

Такие мемориалы называются кенотафы (в переводе с греческого – «пустые могилы»). Их традиция уходит корнями в далекое прошлое – в Древней Греции их устанавливали на месте гибели знатных людей или благородных воинов. Эти эрзац-могилы существуют наряду с настоящими и предназначены для увековечивания памяти и проведения ритуалов поминовения.

Самым известным кенотафом в мире является мемориал Леди Диане – точнее, их целых два: Факел Свободы в Париже и на месте ее гибели в туннеле на мосту Альма. В России самый известный кенотаф Юрию Гагарину под городом Киржачом Владимирской области, где он разбился в авиакатастрофе.

А в Подмосковье таким является кенотаф цыганскому певцу Шандору Ковачу Петрову, установленный на месте его гибели на Симферопольском шоссе в Ленинском городском округе. Певец не справился с управлением, его автомобиль несколько раз перевернулся на трассе и вылетел в кювет. Шандор скончался на месте.

После его гибели друзья и родственники установили на обочине шоссе целый мемориальный комплекс – огромный баннер с фотографией певца и часовенку. С момента смерти Шандора прошло уже 23 года, но на кенотафе его памяти до сих пор всегда стоят букеты свежих цветов, которые приносят родственники певца и поклонники его творчества.

Шандор был другом и учеником певицы Валентины Пономаревой, она принимала участие в установке мемориала.

– Конечно, мемориал был согласован с властями, разрешения были получены, – рассказывает муж певицы, гитарист Константин Гогунский.

Музыкант очень негативно воспринял новость, что вскоре мемориалы жертвам ДТП окажутся вне закона.

– Зачем их запрещать, такие памятники помогают родственникам легче переживать горе, – считает Гогунский. – Мы с Валентиной постоянно навещаем мемориал Шандору, когда проезжаем по Симферопольскому шоссе.

ВАЖНО ДЛЯ МАМЫ

Один из самых душераздирающих кенотафов в Подмосковье – памятник, установленный на автодороге возле села Новое Гришино в Дмитровском городском округе. В мае 2013 года здесь погибли сестры-близнецы, 14-летние Оля и Наташа Бачурины. Девочки ехали на скутере из магазина, когда сзади в них на огромной скорости въехали «Жигули». Сестры скончались до приезда скорой. На месте их гибели установлен мемориал с фотографиями девочек, цветами и куклами.

– Я категорически против того, что памятники жертвам ДТП окажутся вне закона, – говорит сестра погибших близняшек Ирина Бачурина. – Мемориал Оле и Наташе находится недалеко от нашего дома, мама буквально живет там. Постоянно навещает, ухаживает за ним. И наши гришинцы постоянно приходят, конфеты кладут. Мы заметили, что совершенно незнакомая женщина приезжает к памятнику. Оказалось, что у нее в ДТП погиб ребенок, но его могила далеко, поэтому она кладет цветы нашим девочкам. Это очень важно для родственников погибших.

А на трассе возле деревни Горчухино Наро-Фоминского округа вот уже лет двадцать стоит весьма необычный памятник. Из гранитной глыбы устремляется в небо половина мотоцикла. С этим мемориалом связана почти мистическая история.

– Здесь погибли два брата-мотоциклиста, – вспоминает советник главы Наро-Фоминского округа Сергей Борисенко. – Сначала один разбился на мотоцикле, а через год ровно на этом же месте разбился на мотоцикле второй. Это были местные, горчухинские ребята. После гибели второго брата на этом месте и установили этот мемориал.

С тех пор прошло много лет, но родственники погибших продолжают приносить на кенотаф цветы.

СНЕСЛИ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ

Автодорога Люберцы – Лыткарино известна своей аварийностью. На ней в ДТП погибли десятки людей. Причину трудно определить – это совершенно обычная, ровная трасса, идущая через лес. Ходят слухи, что здесь не обошлось без потусторонних сил. Когда-то тут разбился свадебный кортеж, невеста погибла на месте. И с тех пор ее призрак сбивает автомобилистов с дороги. Еще совсем недавно по обочинам трассы стояли десятки кенотафов погибшим в ДТП. Но при недавней реконструкции трассы их снесли.

– У церкви нет официальной позиции по отношению к кенотафам, – объясняет член Общественной палаты Московской области отец Дмитрий Березин. – Это личное дело людей. Но все же это не та традиция, которую, по моему мнению, надо поддерживать. Чтобы пережить горе, нужно прийти в храм, помолиться за упокой души погибшего, ухаживать за настоящей могилой.

Фактически большинство кенотафов имеют значение только для родственников погибших. Если примут закон об их полном запрете, традиция подобных мемориалов может кануть в Лету.

– Придорожная полоса должна соответствовать нормативам, - говорит заместитель председателя Комитета Мособлдумы по вопросам государственной власти и региональной безопасности Николай Черкасов. - Памятники в них никак не вписываются. Сейчас дорожные службы в большинстве случаев не трогают кенотафы, особенно если это большие ухоженные мемориальные комплексы. Мы в комитете планируем выйти с законодательной инициативой о запрете установки памятников в придорожной зоне. По моему мнению, превращать место гибели человека в место паломничества – не очень правильно. Они отвлекают водителей, не говоря уже о том, что мешают обслуживанию дорог.