В Голицыне начали применять необычную практику для реабилитации детей с синдромом Дауна
Фото: [Кирилл Искольдский]
Около месяца назад сотрудники Одинцовского комплексного центра социального обслуживания населения на выставке «Территория социальных инноваций» впервые презентовали технику рисования светом. Этот действенный способ арт-терапии для особенных детей так впечатлил представителей Минсоцразвития региона, что занятия включили в электронный каталог лучших социальных практик области. Корреспондент «Подмосковье сегодня» отправился на урок в Голицыно, чтобы узнать, каково это – рисовать в полной темноте и как обычная игрушка превратилась в эффективный инструмент для реабилитации ребят с синдромом Дауна.
ПОПРОБУЙ ОТОРВИ
Маленькая Влада – активный и любознательный ребенок. Она любит весело проводить время с подругами и узнавать что-то новое. Но девочке трудно сконцентрировать внимание на чем-то одном: у Влады синдром Дауна.
– У таких детей очень неустойчивое внимание, они гиперактивны и эмоциональны, – поясняет заведующая местным социально-реабилитационным отделением, психолог Ольга Полушкина. – Их трудно завлечь надолго чем-то одним.
Но как только включается фонарик на специальной ручке-маркере и под его лучами на белом планшете начинают рождаться яркие рисунки, Влада с головой уходит в процесс. Обычные карандаши девочке были не очень интересны, но теперь ее не оторвать.
Эти необычные ручки производят в Кирове. Есть и китайские аналоги, но они уступают по качеству. Творить при помощи света удается за счет жесткой акриловой панели со светонакопительным ламинированным покрытием. Изначально эти канцелярские предметы задумывались как простой набор для творчества, но в умелых руках они превратилась в полноценную форму арт-терапии.
– В комплекте с планшетом и ручкой идут несколько трафаретов, обводя которые, например, можно изучать геометрические фигуры, буквы, – говорит Полушкина. – Многие трафареты мы вырезаем сами. Благодаря этому детки у нас уже рисуют животных, дома. Часто проводим с помощью такого рисования сказкотерапию. Придумываем сюжет, проговариваем его и иллюстрируем.
ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ
Кроме Влады, занятия регулярно посещают десяток ребят, среди них дети с ДЦП (детский церебральный паралич. – Прим. ред.), аутисты. По словам заведующей, у всех детей наметился значительный прогресс – повысилась концентрация, развиваются двигательные навыки.
– Светом можно делать много эффектов, – продолжает Полушкина. – Поднес фонарик вплотную – рисунок яркий. Светишь с расстояния – получается как запыленность. Например, так можно рисовать снег. Детишек все это увлекает. Опять же, на кнопку нужно нажимать постоянно, чтобы светить – развивается моторика.
Заведующая отмечает, что положительный эффект оказывает не только сама техника рисования, но и обстановка, в которой проходят занятия.
– Мы их проводим в специальной сенсорной комнате, включаем звуки природы, выключаем свет, так как при дневном освещении рисунок будет неяркий и быстро исчезнет, – поясняет Ольга. – Сразу снимается эмоциональное напряжение.
Саму технику рисования дети освоили моментально, хватило буквально нескольких занятий. Теперь все, несмотря на недуг, уверенно держат чудо-ручку и выводят по трафаретам миниатюрные домики, деревья и фонари.
– В любви ко всему современному и инновационному эти дети ничем не отличаются от других, – заключает Полушкина.
ПРОДУКТИВНЫЙ ГОД
В голицынском отделении сейчас числится более 30 детей. Помимо детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, это ребята из неблагополучных семей и те, кто часто болеет. Со всеми воспитанниками в учреждении работают психолог, логопед, специалист по реабилитации и лечебной физкультуре. Некоторые услуги для неходящих детей оказывают на дому. Все это – бесплатно. Как рассказала директор Одинцовского комплексного центра Татьяна Ярошенко, только за последний год отделение для несовершеннолетних в Голицыне стали посещать на 20 человек больше.
– В прошлом году у нас было 12 воспитанников, – вспоминает Ярошенко. – С синдромом Дауна и вовсе никого не приводили.
Такой качественный скачок в работе учреждения и рост его популярности в Голицыне руководитель связывает со слаженной работой коллектива и помощью Минсоцразвития и местных спонсоров.
– В этом отделении трудятся всего пять человек, – говорит Ярошенко. – Нагрузка большая, но работают все с энтузиазмом. Ольга Геннадьевна пришла к нам всего год назад, а уже сколько свежих идей привнесла. Помещение у нас большое, но несколько лет назад мы могли похвастать только сенсорной комнатой и несколькими практиками, а теперь у нас компьютерный класс, кинетический песок и многое другое. Например, благодаря поддержке министерства удалось оборудовать тренажерный зал.
– Электронный каталог лучших социальных практик области создан для распространения и популяризации опыта наших специалистов, – говорит министр социального развития Московской области Ирина Фаевская. – Планируется ежегодное пополнение его новыми методиками работы. Все заинтересованные граждане теперь имеют возможность получить дополнительную информацию по применяемым технологиям в наших учреждениях.
Где еще в Подмосковье используют необычные способы реабилитации
– Фрязинский реабилитационный центр – иппотерапия (занятия с лошадьми)
– Красногорский социально-реабилитационный центр – макатон (уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи)
– Коломенский детский дом-интернат – пилотирование беспилотных летательных аппаратов
– Протвинский реабилитационный центр – бос-терапия (реабилитация с помощью биокомпьютерных игр)
Кстати
Световой рисунок исчезает с планшета в темноте через полчаса или почти сразу, если поместить его под дневной свет. Таким образом, «холст» можно использовать неограниченное количество раз.