В квартире пенсионерки из Мытищ оказалась прописана незнакомая ей сирота

Общество
Владимир Федоренко/РИА Новости

Фото: [Владимир Федоренко/РИА Новости]

В сложной ситуации оказалась пожилая жительница Мытищ Клавдия Князева. 80-летняя женщина не имеет возможности проживать в собственной квартире, потому что в ней оказалась зарегистрирована куча народа, в том числе и совершенно посторонняя ей девочка-сирота, которую выписать невозможно. Старушка который месяц обивает пороги различных ведомств, чтобы хотя бы юридически освободить свою жилплощадь. Как сложилась такая ситуация и есть ли пути ее решения, разбирался корреспондент «Подмосковье сегодня».

ОФИЦИАНТКА ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТОВ

Двухкомнатную квартиру на Новомытищинском проспекте в центре города выделили в 1967 году супругу Клавдии Ивановны: он был почетным строителем. Сама Князева всю жизнь проработала в сфере общепита, да не где-нибудь, а напротив Кремля. После окончания Московского торгового техникума она пошла на курсы официанток при только что открывшейся гостинице «Россия». Стала работать в местном ресторане. В гостинице тогда жили иногородние депутаты Верховного Совета СССР.

А через несколько лет Клавдии улыбнулась удача: ее позвали на работу в гостиницу «Интурист». Девушка знала немецкий и английский языки и свободно могла общаться с иностранцами.

– Какие люди к нам приезжали! – с гордостью вспоминает Князева. – Например, президенты США Ричард Никсон и Джеральд Форд со своими свитами. Я их обслуживала!

НЕЖЕЛАННАЯ НЕВЕСТКА

Истоки неприятной ситуации, в которой оказалась сейчас Клавдия Ивановна, лежат в далеком прошлом, когда ее сын Александр, моряк дальнего плавания, привез с Сахалина жену. Сноха свекрови сразу не понравилась.

– Она на пять лет его старше и к тому же с ребенком! – возмущается пенсионерка. – Я не давала согласия на брак, сын женился без моего благословения.

Но делать было нечего, поэтому Князевы приняли Нину и ее дочку Олю, прописали в своей квартире. А потом, чтобы не мешать молодым, съехали в Сергиев Посад, где после смерти родителей мужа им досталось в наследство полдомика. Тем более что как раз родился внучок, которого в честь отца тоже назвали Сашей.

Александр с Ниной жили плохо, постоянно ругались. Спустя семь лет со скандалом развелись. Сноха выбила себе несколько комнат в общежитии, куда и переехала, забрав детей. Вскоре вышла замуж в третий раз. Но прописка в квартире Князевых осталась.

ДЕВОЧКА ИЗ НИОТКУДА

А недавно Клавдия Ивановна узнала, что у них появился еще один «прописант». Некая 12-летняя девочка Алина. Пенсионерка принялась наводить справки и выяснила, что это ребенок Ольги, дочери ее бывшей снохи, рожденный без отца.

Таким образом, в двушке Князевых оказались прописаны уже семь человек. По словам Клавдии Ивановны, бывшие родственники не платили за квартиру, а оплата коммунальных услуг шла по нормативам – чем больше жильцов, тем больше сумма. Каждый месяц пожилая женщина несла серьезные расходы со своей скромной пенсии.

– Осенью прошлого года Нина, стоящая в очереди на улучшение жилищных условий, получила отдельную квартиру, – рассказывает старушка. – И наконец выписала себя и свою дочь. А вот Алина и мой внучок, которого мы, кстати, видели в последний раз еще до развода, остались.

Клавдии Ивановне также удалось узнать, что маму девочки лишили родительских прав, ей назначили опекуна, и она проживает с ним в Пушкинском районе. Понятно, что жалко сироту, но пенсионерка задается вопросом: а она-то тут при чем?

ВЫХОД ДЛЯ ВСЕХ

– Мы сейчас пытаемся решить эту проблему, – подтверждает заведующая отделом имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних Мытищинского управления социальной защиты Елена Фильчукова. – Ребенок, оставшийся без попечения родителей, по достижении им 18-летия должен быть обеспечен жильем. Это закон. И неправильно, если мы девочку вселим в квартиру с чужими людьми.

По словам Фильчуковой, она связалась с опекуном Алины и объяснила ей сложившуюся ситуацию. И сообщила, что есть вариант, который устроит всех.

– Опекун или любое иное заинтересованное лицо может обратиться в суд с иском о признании ребенка и Князевых чужими людьми, – говорит заведующая. – Тогда девочку выписывают по решению суда. И по достижении ею 18 лет государство предоставляет ей отдельную квартиру.

Елена Фильчукова утверждает, что опекун уже готовит документы для подачи иска. Так что разрешение этой ситуации лишь дело времени.

С КВАРТИРОЙ, НО БЕЗ ЖИЛЬЯ

Когда муж Клавдии Князевой умер, она осталась одна в полуразвалившейся халупе. Больной пожилой женщине хотелось бы жить в городе, в квартире с удобствами и медицинскими учреждениями в шаговой доступности. Но недавно к сыну, который жил один и так и не женился, приехал с вещами внук. Имеет право – он там прописан. Взрослый, уже тридцатилетний мужчина привел с собой женщину. И теперь потомки, по словам Клавдии Ивановны, не пускают старушку в квартиру. Живи, говорят, в своем Сергиевом Посаде, а нам тут и так тесно. К слову, на этой неделе внука сняли с регистрационного учета, так как его мать получила квартиру в том числе и на него. Однако молодой человек со своей сожительницей выселяться не собирается.

– В этом случае бабушке нужно обратиться в полицию, – советует адвокат Алексей Альянов. – Участковый проведет с родственником беседу. Если это не поможет, ей нужно подать иск в суд о его выселении вследствие утраты права пользования жилым помещением.