В Международный день недоношенных детей рассказываем, как в Подмосковье спасают малышей-торопыжек

Общество
Сергей Хакимов

Фото: [Сергей Хакимов]

Можно ли спасти ребенка, рожденного на три месяца раньше срока и весом меньше 400 граммов? В Московской области шансы на полноценную здоровую жизнь у таких детей растут с каждым годом. Как современные технологии помогают «вынашивать» плод вне материнской утробы, чем может помочь вязаная игрушка и метод кенгуру и почему материнские вера и любовь порой не менее важны, чем помощь профессионалов. Об этом мы поговорили с неонатологом Анастасией Петровой – заместителем главного врача по педиатрической части Московского областного перинатального центра в Балашихе.

НАСТОЯЩЕЕ ЧУДО

– Анастасия Сергеевна, в вашей практике наверняка было много уникальных случаев спасения недоношенных детей?

– Конечно! Например, в этом году мы получили очень дорогое для нас поздравление от пятилетней Арины. Она родилась на 25-й неделе, вес – 420 граммов. Девочка полтора месяца провела на ИВЛ, на втором месяце жизни пережила операцию на глазах. Сейчас Арина здорова и ничем не уступает сверстникам, ходит в садик, увлекается рисованием и модой. Она чудесная и творческая.

– Выходить ребенка с весом 420 граммов – это, наверное, настоящее чудо?

– Да, это действительно чудо, но самым маленьким ребенком в нашем центре был мальчик Ростислав, который родился с весом всего 380 граммов. Когда вес новорожденного меньше килограмма – это уже считается экстремально низкой массой тела. За жизнь Ростислава мы боролись несколько месяцев. Вообще спасение таких малышей – это всегда слаженная работа специалистов самых разных областей медицины и, конечно же, сестринского персонала и семьи.

Но знаете, кто в этой истории поразил больше всего? Мама Ростислава! Она так верила, что все будет хорошо, ни секунды не сомневалась в своем сыне, даже когда врачей одолевали страхи и сомнения. Я думаю, что именно ее вера и настрой сыграли ключевую роль.

– Даже в таких сложных случаях маму допускают к ребенку?

– Мама обязательно должна принимать участие в выхаживании малыша. В нашем перинатальном центре для этого есть все условия. Даже если ребенок в реанимации, мама находится с ним постоянно. Как только состояние ребенка позволяет – мы выкладываем малыша маме на грудь для обеспечения контакта «кожа к коже». Данный метод обладает прямым нейропротективным эффектом. Повышается уровень окситоцина у матери, снижается стресс и тревожность. Также он влияет на пластичность мозга приспосабливаться к развитию во внеутробных условиях. Так, при применении такого метода в течение 6 часов в неделю на протяжении 8 недель ускоряется созревание головного мозга. Улучшается лактация у матери.

– Слышала, что таким новорожденным дают специальные игрушки.

– Да, есть такие терапевтические игрушки – вязаные осьминожки, щупальца которых имитируют петли пуповины. Это позволяет малышу чувствовать себя словно в утробе. Игрушку мама сначала носит на груди, а затем оставляет ребенку, запах мамы успокаивает малыша.

ЕВРОПЕЙСКИЙ УРОВЕНЬ

– Сейчас в Московской области одни из самых высоких показателей выживаемости недоношенных детей в стране. За счет чего этого удалось добиться?

– В Подмосковье за последние несколько лет показатель выживаемости недоношенных новорожденных вырос более чем на 12% – вполне европейский уровень. У нас создана трехуровневая система помощи беременным, роженицам и новорожденным. Налажена маршрутизация беременных и новорожденных, если они нуждаются в специализированной помощи. При нашем учреждении работает выездной консультативный центр по акушерству и неонатологии: специалисты не только помогут советом, но и проведут диагностику, помогут определиться с лечением, а если нужно, то эвакуируют новорожденного в перинатальный центр из родильного дома.

Ключевую роль играет современное оборудование: аппараты ИВЛ, в том числе неинвазивные, реанимационные комплексы и инкубаторы. Также у нас есть инфузоматы, которые позволяют круглосуточно и дозированно вводить ребенку необходимые лекарственные препараты. Ну и, конечно, различные обогревающие детские устройства: матрасы, лампы для фототерапии. В кювезах, где находятся недоношенные новорожденные, созданы условия, максимально приближенные к естественным, словно ребенок все еще в животе у мамы: в тепле, тишине и темноте.

Для каждого ребенка, в том числе недоношенного, важно грудное вскармливание, поэтому во всех перинатальных центрах организованы комнаты для сцеживания и хранения молока.

К РОДАМ НАДО ГОТОВИТЬСЯ

– Согласно исследованиям, у женщин, переживших преждевременные роды, выше риск послеродовой депрессии. В Подмосковье оказывается профессиональная психологическая помощь для таких мам?

– Действительно, мамы очень тяжело переживают такие ситуации, поэтому помощь психолога нужна обязательно. В нашем центре работают три психолога, они помогают пациенткам справиться с самыми разными состояниями и эмоциями. Помимо работы с женщинами проводятся занятия с персоналом по профилактике эмоционального выгорания.

Но даже когда ребенок идет на поправку, это не значит, что маме не нужна поддержка. Родители так ждут, когда их малыш будет готов к выписке, но остаться наедине с ребенком – это на самом деле очень страшно. Поэтому мы готовим мам к выписке очень основательно и индивидуально. Наши специалисты консультируют по каждому вопросу, всему обучают, объясняют все, вплоть до мелочей. И женщина начинает чувствовать себя уверенно.

– Современная медицина может свести риск преждевременных родов к минимуму, а что сама женщина может сделать для этого?

– Я советую всегда, независимо от возраста и здоровья, готовиться к родам, не пренебрегать обследованиями и рекомендациями врачей. И как бы наивно это ни звучало, но здоровый образ жизни и позитивный настрой тоже играют огромную роль.

– Какой сейчас процент недоношенных детей рождается в Подмосковье? Каковы показатели выживаемости?

– В последние годы частота преждевременных родов в Московской области не превышает 5%. Ежегодно рождается около 300–400 недоношенных детей с экстремально низким весом. Сейчас выживаемость таких детей достигает 80% – это очень достойный показатель.