В небо на «Беспечном ангеле»: аэронавт из Жуковского побил мировой рекорд

Общество
Виктор Ильинский

Фото: [Виктор Ильинский]

Житель Жуковского Сергей Статкевич подал документы на регистрацию рекорда в FAI (Международную авиационную федерацию) в Лозанне. Чуть больше месяца назад аэронавт на аэростате «Беспечный ангел» совершил полет, претендующий на мировое первенство по дальности. Сергей на самом малом шаре международного класса АХ-1 преодолел 68 км 470 м. Единственный за 30 лет побил рекорд известного американского пилота Койя Фостера, пролетевшего 48 км 440 м. О том, как становятся воздухоплавателями, в чем прелесть полета на шаре и какой ценой даются рекорды, аэронавт рассказал корреспонденту «Подмосковье сегодня».

ДОТЯНУТЬСЯ ДО ВЫСОТЫ

Кого в детстве не манила голубая даль неба? Но покоряется высота только упорным. К таким людям относится Сергей Статкевич. Любовь к небу привела его в Московский авиационный институт, она же подтолкнула попробовать себя в качестве дельтапланериста.

– Еще учился в институте, когда начал летать на дельтаплане, – говорит Сергей. – То есть с 1980-х годов. Так что пилот с солидным стажем.

После института Сергей попал по распределению в Жуковский и, постепенно шлифуя навыки профессии инженера-электромеханика летательных аппаратов, осваивал новый воздушный транспорт. Летал на дельтапланах и мотодельтапланах в клубе «Горизонт». А когда вместе с друзьями основал фирму «Авиатрон» и стал помимо приборов для полетов выпускать парапланы, и на них полетал. Но настоящее потрясение испытал, когда впервые поднялся в небо на аэростате. Было это в 1993 году.

ДЯДЕНЬКИ НА ШАРЕ

– Мой друг, пилот аэростата, летал с прибором производства «Авиатрона». Мы помогли ему в полете в нашем регионе, и он прокатил нас на воздушном шаре, – смеется Сергей. – Это оказалось так необычно, здорово и красиво, что не отпускает до сих пор. Непередаваемая красота вокруг и ощущение покоя. На дельтаплане и параплане полет динамичный. На малых высотах и при посадке – скоростной. Всегда надо строго следить, чтобы под ногами была площадка подходящая. Учитывать направление ветра. А при полете на шаре намного больше времени, чтобы любоваться окружающей красотой.

Аэронавт до сих пор помнит ноябрьский закат в красных тонах, легкий снежок. А еще бутылку шампанского, которой отметили с друзьями первый полет на воздушном шаре.

– Для меня это было так удивительно, – вспоминает он, – что рядом в гондоле аэростата люди, ты не один, как на дельтаплане, и можешь даже позволить себе глоток шампанского.

Тогда и было принято решение «пересаживаться» на аэростат. Первый шар Сергей и его друзья выпустили в «Авиатроне» в 1996 году и стали самостоятельно летать.

Управлять шаром, по словам Статкевича, в принципе несложно.

– Греешь огнем газовой горелки воздух в оболочке – летишь вверх, не греешь – снижаешься, – делится опытом Сергей. – Но с изменением высоты направление ветра обычно заметно изменяется. Пилот, имея на руках прогноз по скорости и направлению ветра, перед полетом выбирает точку старта. Затем прокладывает предварительный маршрут и намечает место приземления. Задача – меняя высоту, найти поток ветра такого направления, чтобы прилететь в нужное место.

В ПОИСКАХ СКОТЧА

Вот так выбирал точку старта и приземления, рассчитывал скорость Сергей, когда готовился к рекордному полету. Но это уже было после того, как спроектировал и построил рекордный аэростат с двухслойной оболочкой «Беспечный ангел».

Работал в свободное время почти три года. Аэростат построил на собственные деньги. Помогали жена Наталья и коллега по «Авиатрону», лучший конструктор горелок для аэростатов Виктор Ильинский.

– Мы создали воздушный шар из современных полимерных материалов, из которых в России никто и никогда аэростаты не выпускал, – говорит Сергей. – Поначалу я занялся разработкой его конструкции, потом много экспериментировал с различными видами материалов, металлизированными пленками. Долго искал специальный скотч, который не теряет свойства при высоких температурах. Ведь оболочка аэростата не сшита, а склеена. В результате аэростат получился очень легким и с прекрасными летными характеристиками. У него нет плетеной гондолы, пилот во время полета находится в специальной подвесной системе.

Имя своему детищу Сергей дал по названию песни группы «Ария». Говорит, припев зацепил.

ПОЙМАЛИ НА РУКИ

На Рыбинское водохранилище вместе с другом Виктором Ильинским и спортивным комиссаром Федерации авиаспорта, который и фиксировал рекорд, Статкевич отправился 27 февраля. Сергей специально выбрал это место, чтобы лететь над абсолютно ровной пустынной местностью, где нет препятствий, а значит, и динамической турбулентности. Тем не менее полет оказался непростым.

– Полеты на дальность стараются проводить при сильном ветре. А в тот день еще и температура была минус 25, – вспоминает пилот. – Было холодно. Готовясь к старту, тщательно обдумывал все этапы полета. Больше всего волновало приземление – с высокой скоростью, на аэростате без гондолы, на лед водохранилища, где зимой встречаются и мощные торосы, и трещины с промоинами. Но взлетев и опробовав аэростат в маневрировании на разных высотах, в том числе и на сверхмалых, быстро привык к динамике управления и успокоился. Из-за малого объема оболочки аэростат реагировал на работу горелки очень чутко, расход топлива был на удивление мал. Экипаж сопровождения следовал рядом по заснеженному льду на аппарате на воздушной подушке. Это давало уверенность, что коллеги вовремя подстрахуют. Так и получилось. Когда пролетел 68 км 470 м, водохранилище подо мной закончилось, зашел на посадку у берега Волги, и экипаж буквально принял меня на руки.

В небе над Рыбинским водохранилищем Сергей провел 3 часа 40 минут. За этот полет Статкевич уже получил свидетельства об установлении двух национальных рекордов: по продолжительности и дальности полета на аэростате класса АХ-1. Их аэронавту вручил 24 марта председатель авиационно-спортивной комиссии при Федерации авиационного спорта России Александр Бессонов.

Неужели человеку, который сумел побить мировой рекорд, нужно еще к чему-то стремиться? Сергей отвечает, что всегда есть куда расти. И нужно расти. Особенно в ситуации, когда в списке мировых рекордов FAI на тепловых аэростатах пока только три фамилии пилотов из России: Федора Конюхова, Ивана Меняйло и Сергея Статкевича.

– Российские пилоты всегда достойно представляли страну в рекордных полетах во многих авиационных дисциплинах, но позиции были потеряны в 1990–2000 годы. Задача сейчас – улучшить ситуацию. Это и престиж страны, – говорит Сергей.