В Павловском Посаде построят историко-культурный центр на участке, который самовольно захвачен зоозащитниками

Общество
Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня

Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня ]

Тихую деревушку Аверкиево, которую некогда прославила картина Серова «Девочка с персиками», уже десять лет раздирает конфликт. Местный храм, построенный в честь той самой Веры Мамонтовой, общественники и администрация городского округа Павловский Посад бьются с семейной парой предпринимателей за участок земли. Супруги держат приют для бродячих животных, а власти планируют создать на этой территории историко-культурный центр. Корреспондент «Подмосковье сегодня» побывал на месте событий, чтобы во всем разобраться.

ПАМЯТНИК ЛЮБВИ

По данным социологических исследований, картина Валентина Серова «Девочка с персиками» является самым узнаваемым живописным полотном в России. Судьба ее героини, любимой дочери мецената Саввы Мамонтова, сложилась печально: Вера умерла в самом расцвете лет. Муж Веры, крупный чиновник Александр Самарин, в память о любимой супруге построил церковь в своем родовом поместье – деревне Аверкиево.

Эта тихая, пасторальная деревушка расположена в десяти километрах от Павловского Посада. Мы приезжаем туда в сопровождении представителей администрации Павловского Посада – заместителя главы округа по территориям Андрея Морева и советника главы по туризму Сергея Жубрикова.

Троицкий храм поразил нас своей красотой, легкостью и изяществом форм.

– Это настоящий памятник любви, – с нежностью глядя на церковь, говорит жительница Аверкиева Юлия Таирова. – Уже почти 20 лет мы восстанавливаем его.

«Мы» – это организовавшиеся в некоммерческое партнерство местные общественники и потомки Самариных. Церковь, местные власти и активисты начали разрабатывать проект создания здесь историко-культурного центра Самариных, как вдруг…

ФИРМА ДЕЛАЕТ ГРОБЫ

– В 2013 году пустырь между храмом и школой получает в аренду семья местных ритуальщиков, – объясняет Таирова. – У них был контракт на обслуживание кладбищ Аверкиевского сельского поселения. На арендованном участке они построили двухэтажный магазин, торгующий гробами и венками.

Однако в нарушение условий договора аренды, предписывающего использовать землю исключительно под магазин, супруги Ольга и Вячеслав Петелины на участке еще и построили огромный дом и заселились туда всей семьей. По словам Таировой, они развели большое хозяйство – птиц, коз, овец, коров, вместе с гробами продавали в своем магазине мясо, яйца и молоко.

– Когда в 2016 году истек срок аренды и контракта на обслуживание кладбищ, районные власти отказались их продлевать, – продолжает общественница. – Мало того что участок не по назначению использовали, Петелины тут вообще бардак устроили. На могилах церковного погоста козы паслись, вся территория замусорена старыми венками, обрезками веток.

ОГЛУШИТЕЛЬНЫЙ ЛАЙ

Договор аренды истек, но семья отказалась покидать участок, ставший их местом жительства. Пошли суды. Все инстанции встали на сторону местных властей и церкви, выносили одно решение: магазин и дом, признанные самовольными постройками, снести, а участок освободить. В 2020 году магазин и несколько пристроек были снесены.

Мы с Моревым и Юлией Таировой поднимаемся на колокольню. С нее открывается хороший вид на всю деревню и спорный участок. Там стоит добротный двухэтажный дом, разбит огород.

– А после ликвидации похоронного бизнеса Ольга Петелина открыла приют для бездомных животных, – вздыхает общественница. – Потом купила большой участок с домом напротив «своего», и на обоих с тех пор куча собак, вой, лай, запах. И это в охранной зоне объекта культурного наследия.

ЗАПАХ МЕРТВЕЧИНЫ

Лай и в самом деле по округе стоит оглушительный. А когда мы подходим ближе к участку Петелиных, на заборе которого гордо висит табличка «Дом дворняг «Веста», оглушительной становится еще и вонь.

– Это запах кремации, – принюхавшись, выдает вердикт заместитель главы, осмотрев кучу опилок возле забора. – Видите кучки пепла? Здесь сжигают трупы животных, но не до конца, ощущается запах гниения. Судя по всему, под этими опилками трупы. Есть повод обратиться в Роспотребнадзор.

В этот момент из-за поворота выходит девушка в сопровождении огромного дога и парочки крепких парней. Это Ольга Петелина с мужем и пасынком. Семья принимается с ходу сыпать оскорблениями. Потом женщина успокаивается и высказывает нам свое видение ситуации.

БУДЕМ СТОЯТЬ ДО КОНЦА

– Это рейдерский захват нашего участка! – заявляет Ольга. – Как в церковь новый настоятель пришел, он в первую же встречу сказал, что эта земля должна принадлежать церкви, мол, ничего не стройте на ней, ничего у вас не получится. Культурное наследие – придумано.

Потом Ольга начинает жарко рассказывать про длящийся уже десяток лет конфликт: серии провокаций, чуть ли не драк, с бульдозерами, которые сровняли с землей семейный бизнес.

Что же касается приюта для собак, то, по словам Ольги, это не приют, о чем у нее имеется решение суда.

– Это мои личные собаки, если соседям запах не нравится, это их проблемы, – отрезала девушка.

Покидая Аверкиево, Андрей Морев сказал, что никакой компромисс тут не возможен. Если раньше у администрации и были мысли о предоставлении Петелиным другого участка под свой приют взамен спорного, то сейчас власти округа твердо решили – освободить земли в зоне объекта культурного наследия под их целевое назначение, то есть под музей.

Линара САМЕДИНОВА, депутат Московской областной Думы:

– Этот вопрос решился в правовом поле. Все решения судов одинаковы: все снести и освободить участок. Мы сейчас ждем исполнения этих решений. Я держу вопрос на контроле, ведь жители ждут, что территория будет развиваться. И Аверкиево скоро будет местом притяжения в культурном и туристическом плане.