В Подмосковье разыскивают родственников солдата, погибшего в боях на Смоленщине

Общество

Для поисковиков найти смертный медальон рядом с останками бойца – большая редкость. А достать тот, в котором есть информация о его владельце, – это значит установить пропавшего. Солдата, не вернувшегося с войны. Сначала волонтеры пытались самостоятельно найти родственников клинчанина, но это им не удалось. Тогда в дело вступили профессионалы.

СУМКА И МЕДАЛЬОН

В конце января поисковый отряд «Гвардия» из Глинковского района Смоленской области отправился на «Вахту памяти» в окрестности деревни Большое Тишово. В 1941–1942 годах здесь шли ожесточенные бои 20-й резервной армии под командованием Георгия Жукова. Поисковики неоднократно наведывались в этот район и каждый раз находят новые останки.

– Мы обследовали небольшой окоп на поле, как вдруг среагировал металлоискатель, – рассказывает командир «Гвардии» Михаил Леонов. – Начали копать. На небольшой глубине нашли останки бойца и его личные вещи – кружку, фляжку, крестик, несколько монет, сумку с патронами. Но самое главное – смертный медальон.

Найти его – большая редкость и удача. Многие солдаты из суеверия не брали их с собой в бой. Но именно медальон дает шанс установить личность бойца.

УБИТЬ ДВАЖДЫ?

За годы, проведенные в земле, содержимое медальонов портится. Поэтому все обнаруженные находки открывает только Евгений Кожухов – поисковик с многолетним стажем.

– Часто бывает нарушена герметичность, когда при попадании влаги бумага внутри раскисает, – говорит Кожухов. – Мы такое называем «сопля». Тогда я не беру на себя ответственность. Потому что, разрушив бумагу с информацией о солдате, я убью его во второй раз, ибо нет ничего ужаснее потери имени.

Но в этот раз герметичность не была нарушена и бумажка сама вылетела из медальона. Как будто бы погибший солдат захотел, чтобы, наконец, установили его имя. Кожухов аккуратно расправил документ. И увидел четкие буквы: «Карасев Федор Павлович, 1906 г.р., рядовой, уроженец Московской области, г. Клин, Майдановский район, поселок хозбарак № 2». А снизу приписка от руки: «Карасевой Марии Викторовне». Или Васильевне, так как буквы в середине отчества плохо читались.

В СПИСКАХ ЗНАЧИТСЯ

По военным базам данных удалось установить, что местом рождения рядового Федора Карасева была деревня Селюхино Клинского района, а призывался он из Клинского военкомата. Что пропал без вести в январе 1942 года.

– Но в 1942 году у нас не было никаких боевых действий! – уточняет Евгений Кожухов. – Потому что к этому времени местность уже оккупировали фашисты. В конце лета и начале осени 1941 года в окрестностях шли кровопролитные бои, это была масштабная военная операция «Ельнинский выступ». Я уверен, что в базах – опечатка. А на самом деле Карасев пропал без вести в 1941 году. Как выяснилось, погиб.

По словам Кожухова, поисковики готовы отдать медальон, личные вещи и останки Федора Карасева родственникам. Но как их найти? Деревни Селюхино давно не существует.

НЕ ТЕРЯЕМ НАДЕЖДЫ

– Деревянные бараки, которые в 1930-е годы были построены для рабочих фабрики, были снесены практически сразу после войны, – объясняет главный эксперт Управления по кадровой и муниципальной службе администрации Клина Петр Липатов. – А их жители переселены в другие дома. В какие – сейчас и пытаемся выяснить.

Администрация сделала запросы в паспортный стол и отделение полиции. Возможно, эти сведения где-то хранятся до сих пор. Были подключены краеведы, военкомат. Ведется розыск старожилов, которые могут что-то знать про Федора Карасева и его семью. Но пока что отыскиваются только однофамильцы.

– Мы не теряем надежды, – говорит Липатов. – Но даже если не найдем родственников, мы хотели бы забрать останки Федора Карасева и похоронить их на воинском мемориале в Майданово. Глава городского округа Алена Сокольская уже дала согласие. Наш воин-клинчанин должен, наконец, вернуться домой.

– По документам, хранящимся в клинском архиве, информацию о ныне живущих родственниках Федора Карасева выявить не удалось. Но это означает только то, что ее нет в этом архиве. Ведь Клинский район в годы Великой Отечественной войны попал под оккупацию. Мы продолжаем поиски по иным источникам. Сделаем запросы в военкоматы, федеральный архив и архив Минобороны. У нас есть успешная практика поисков родственников погибших солдат. Мы пойдем до конца, – добавила заместитель начальника Главного архивного управления Московской области Любовь Суздальцева.