В Раменском районе открыт сезон на Малой детской железной дороге

Общество
Павел Попов

Фото: [Павел Попов]

Во время каникул случаи детского травматизма на железной дороге происходят чаще. Зацеперы, подростки в наушниках и просто развлекающиеся на путях дети не редкость. Но есть и те, для кого летом железная дорога становится местом работы, а не опасных забав. Чему учатся юные железнодорожники в Кратове, выяснил корреспондент «Подмосковье сегодня» во время открытия очередного сезона движения поездов.

ПРОФЕССИЯ НРАВИТСЯ!

Открытие сезона МДЖД в поселке железнодорожников Кратово – всегда праздник. Весь учебный год юные железнодорожники изучают теорию, а летом – долгожданная учебно-производственная практика. Здесь занимаются дети не только из Раменского района, приезжают из соседних муниципалитетов и даже из Москвы.

Двенадцатилетний Василий отучился уже два года, на прошлой практике был монтером пути, контролером. С будущей профессией еще не определился, но то, что она будет связана с железной дорогой, точно.

– Нам говорят, что нужно быть внимательными на железной дороге. В конце года сдаем экзамен по охране труда, – рассказывает подросток. – У меня был приятель, который жил в моем районе и кидал камни на рельсы, – мы живем рядом с Московской окружной дорогой. Я ему объяснил, что так может поезд сойти, и ему тогда придется платить огромный штраф.

Что сразу замечаешь – недетское поведение юных железнодорожников. Дисциплина заметна невооруженным глазом. Даже маленькая курносая Маша из Жуковского, у которой это первая производственная практика, необычайно сосредоточенна и на «пассажирские» вопросы журналистов отвечает неохотно. Ее дедушка был железнодорожником, ей тоже очень нравится эта профессия.

НЕ ИГРА, А РАБОТА

До конца августа пять дней в неделю по четыре рейса в день будет ездить по узкоколейке паровозик с шестью вагонами и тепловозом ТУ2. Его пассажиры – маленькие жители Подмосковья, а весь обслуживающий персонал – школьники 5–11-х классов. Паровозик у всех вызывает восторг. На переездах ему приветливо машут водители и прохожие.

Рейс – это 45-минутная поездка со скоростью 25 км/ч от станции Пионерская до станции Юность и обратно с 15-минутной остановкой для смены локомотива. Поначалу все напоминает игру, но потом понимаешь, что трудятся ребята по-взрослому.

Здесь есть свои проводники, стрелочники, диспетчеры, дежурные по станции, ревизоры-контролеры. Обучают юных железнодорожников по правилам технической эксплуатации Российских железных дорог.

– На первом-втором году обучения ребятам преподается общий курс железных дорог. Они узнают, что такое путь, как подаются сигналы, как устроен пассажирский вагон, что такое тормозное оборудование, – рассказывает в пути старший инструктор МДЖД Галина Куценко. – К третьему году определяются, кем хотят быть, и могут пойти учиться на помощника машиниста, дежурного по станции, поездного вагонного мастера, замначальника смены.

Базовый курс – пять лет, летняя практика – 10–12 дней. Но здесь очень много тех, кто учится вплоть до 11-го класса и за практику имеет по 60–70 рабочих дней, – это те, кто заболел дорогой всерьез и на всю жизнь.

ШАНС ДЛЯ ДЕВОЧЕК

На станции Юность старшие меняют локомотив. А младшие фотографируются – сегодня им торжественно повязали фирменные галстуки юных железнодорожников.

– У нас хорошо выстроена преемственность, – поясняет Галина Куценко. – Во время практики старшие сами назначают на должности младших и следят за их работой. Взрослые инструкторы контролируют процесс только в голове и в хвосте поезда, в кабине машиниста и на станциях.

Десятиклассница из Жуковского Арина Лапшина, начальник смены № 2 и правая рука инструктора, дежурит на перроне.

– В моей смене 96 человек, и за всех я отвечаю головой, – бойко рассказывает Арина. – Когда езжу по большой дороге в настоящих поездах, ошибочки у взрослых вижу, конечно. У кого их не бывает? У нас тоже случаются.

Арина отучилась на МДЖД шесть лет, опробовала все профессии, кроме машиниста. Но, как говорит Галина Куценко, именно на детской железной дороге у девочек есть шанс поуправлять тепловозом, и многие делают это не хуже мальчишек. Правда, женщин на машинистов не учат и на работу не принимают.

– Мы не только преподаем азы основных железнодорожных профессий, – говорит Галина Куценко. – Прежде всего мы учим детей безопасности на железной дороге: правилам нахождения на путях, на объектах железнодорожного транспорта. Безопасность – это главное. Они сами это усвоят и еще кому-то расскажут, научат наших маленьких пассажиров.