В Союзе дачников Подмосковья рассказали, как оспорить отказ в страховой выплате

Общество
Нина Зотина/РИА Новости

Фото: [Нина Зотина/РИА Новости]

Россияне не очень охотно страхуют свое имущество. В Московской области количество защищенных таким образом частных домов пока составляет чуть больше пятой части, отмечают в Союзе дачников Подмосковья. И хотя доля пользующихся услугами страхования постепенно растет, по-прежнему бытует мнение, что легко получить отказ в выплате или неполную сумму. Выясняем, так ли это.

ПРОЩЕ ПЛАТИТЬ,
ЧЕМ ОТКАЗАТЬ

Пожар, потоп или ураганный ветер. Если это привело к ущербу, собственникам домов и квартир, не имеющим страховых полисов, обычно приходится рассчитывать только на свои силы. Страховая выплата может существенно снизить финансовое бремя, и, кажется, все больше людей это понимает.

По словам первого заместителя председателя Мособлдумы, председателя Союза дачников Подмосковья Никиты Чаплина, количество застрахованных домов и квартир постепенно растет, примерно на 1–2% в год.

– Обычно договор страхования заключается на один год с последующей пролонгацией. Основные позиции при страховании – фундамент, стены, перекрытия, домашнее имущество, гражданская ответственность за причинение ущерба соседям, – подчеркивает Чаплин.

Эксперты уверяют: страховой компании сегодня проще оформить выплату, чем не­обоснованно отказать. Разъяснения о том, как поступать судам, даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

– За необоснованный отказ в выплате суд может назначить страховой компании штраф в размере 50% от невыплаченной суммы, – говорит Чаплин. – Но выплата возмещения без оснований – также серьезное нарушение. Для клиента это необоснованное обогащение, а для страховщика – вывод денежных средств.

ЧИТАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО

В определенных случаях надеяться на выплату собственникам с полисами точно не стоит. Вариант: если событие произошло за пределами срока страхования, например, договор действовал с 10 января 2020 года по 9 января 2021 года, а пожар случился шесть дней спустя. Другой вариант – человек отремонтировал поврежденное имущество до визита представителей страховой.

– Был и такой случай: супруги очень эмоционально выясняли отношения и разбили сервиз о паркетный пол, – рассказывает Никита Чаплин. – Отказ страховщика платить за повреждение паркета был обоснованным, поскольку ущерб произошел в результате умышленных действий страхователя или членов его семьи.

В таких случаях проблемы возникают из-за неоправданных ожиданий страхователя, которые могут быть связаны с низкой правовой грамотностью или нежеланием детально вникать в условия договора страхования.

СТОЛЬКО ХВАТИТ?

Получить отказ можно и по формальной причине, в этом случае шансы добиться возмещения гораздо больше.

– Если собственник, например, заявил о протечке спустя пять дней, а по правилам страхования предусмотрен срок в три рабочих дня, это с большой долей вероятности можно оспорить, – отмечает Чаплин.

Однако страховые порой не только отказывают, но и выплачивают сумму не полностью. В одних случаях речь может идти о вычете франшизы – невозмещаемой части ущерба, указанной в договоре. В других – о занижении суммы оценки ущерба. В подобной ситуации придется составлять письменную претензию, обращаться к независимому эксперту для оценки ущерба, а затем идти в суд. Если требования обоснованные, суд встанет на сторону страхователя.

– Судебных споров между клиентами и страховщиками всегда было большое количество. Можно защищать свои права самостоятельно, но если опыта и знаний недостаточно, то лучше привлечь специалиста – юриста или адвоката. В случае выигрыша суд возместит разумные расходы на представителя, - говорит Никита Чаплин.

Страховое событие – любое повреждение или уничтожение застрахованного имущества в период действия договора.

Страховой случай – совершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату.

Как правильно оспорить решение страховой компании:

В письменной претензии изложить аргументы против отказа в выплате.

Подготовить собственную оценку ущерба и (или) причины страхового события у независимого эксперта – если есть споры о сумме выплаты.

Обратиться в суд за защитой прав потребителя.