Вас тут не лежало: что делать, если в могилу родственника похоронили чужого покойника
Фото: [Владимир Смирнов/ТАСС]
Шокирующая история произошла на кладбище «Белавинское» в Клину – местная жительница пришла навестить могилу своего деда и увидела, что с нее исчезли крест, ограда, столик и скамейка, а вместо них возникло свежее захоронение с венками и фотографией незнакомого мужчины. Как оказалось, на этом кладбище такой случай – не первый. Как не допустить такую ситуацию и что делать, если все уже случилось, – за советом мы обратились к экспертам.
ЖУТКАЯ КАРТИНА
Водитель Клинского почтового отделения Павел Малый скончался в 1991 году. У него остались жена, дочь и внучка, которые регулярно навещали могилу главы семьи на городском кладбище «Белавинское».
– Мы в начале мая приехали убраться на погост, – рассказывает внучка Павла Малого Елена Эктова. – И видим, что с могилы деда исчезли ограда, столик, скамейка, крест, цветочница. На их месте – свежее захоронение.
Елена опубликовала фото неизвестного покойника в клинской группе в соцсетях. Земляки опознали в нем местного жителя, некоего Александра Ренникова. Брат Виктор похоронил мужчину в декабре.
– Виктор сказал мне, что место было свободное и документы на захоронение оформлены законным образом, – объясняет Елена. – Предложил решить дело миром: установить памятники для обоих покойников, своего и нашего.
Елена отвергла это предложение и написала заявление в полицию.
МЕСТО ВАКАНТНО
Она обратилась в курирующую все кладбища городского округа специализированную службу по вопросам похоронного дела «Ритуал». Но и там подтвердили слова Виктора: «участок был свободным, мол, вашего деда тут не лежало». Елена предъявляла свидетельство о смерти Павла Малого, на обороте которого был указан номер места его упокоения – 15463. Но это не возымело эффекта.
– Это свидетельство ничего не значит, – объясняет директор МКУ «Ритуал» Вадим Грицкан. – В те времена сотрудники кладбища просто тыкали пальцем на участок земли и говорили, что «хоронить будете здесь».
По словам Грицкана, никакого учета на кладбище до 2021 года не велось. В прошлом году прошла инвентаризация.
– У нас не оказалось ни участка с таким номером, ни покойника с такими ФИО, – акцентирует директор. – Ренников захоронен законно.
НЕ ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ
Как оказалось, на Белавинском кладбище это не первая подобная история.
– У нас на нем родовое захоронение, на участке под номером 20390 лежат бабушка и прабабушка, – рассказывает жительница Клина Евдокия Петрова. – Бабушка завещала нам с сестрой приходить к ней под Новый год и наряжать елочку, которая растет на могиле.
Внучки исправно выполняли наказ, но приход на кладбище в этот Новый год поверг сестер в шок. Картина была один в один как в случае могилы Павла Малого – исчезли все надмогильные сооружения, а на их месте – свежее захоронение с венками, цветами и фотографией неизвестного юноши.
– И мне сотрудники кладбища заявляли, что участок был пустой, – вздыхает Евдокия. – А я их отвела в сторонку: там, прислоненные к стене кладбищенской сторожки, стояли наш крест с выбитыми на нем фамилиями бабушки и прабабушки, кованый, с ангелочками, изготовленный на заказ, и наша цветочница.
Родственники нового покойника уговорили Евдокию решить дело миром, мол, мать погибшего юноши не перенесет еще и эксгумацию останков сына. Но сейчас она жалеет – незваные «соседи» установили ограду, захватив две трети участка могилы. А еще спилили бабушкину елочку, которую внучки наряжали ей на Новый год.
ДЕЛИТЬ МОГИЛУ – ЭТО ДНО
Адвокат Елена Мельникова рассказала, что делать в подобной ситуации.
Первоначально необходимо не допустить повторения аналогичных случаев. В этих целях оформить удостоверение о захоронении. Это процедура бесплатная, производится в МФЦ.
Если же все уже произошло, то, по словам Мельниковой, необходимо направить заявление в Следственный комитет по Московской области. В нем указать наличие родственной связи с покойным, длительность и регулярность ухода за могилой, приложить копию свидетельства о смерти.
– Отметить в заявлении отсутствие паспорта на захоронение, ввиду необязательности его получения, – продолжает адвокат. – И выразить просьбу провести проверку в отношении лиц, ответственных за содержание кладбища и должностных лиц, выдавших разрешение на захоронение иного лица.
Также попросить правоохранителей выяснить обстоятельства сноса надмогильных сооружений и судьбу останков родственников. По результатам этой проверки СК может возбудить уголовное дело, его квалификацию дадут уже органы, но, скорее всего, по ст. 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения».
А если это не единичный случай, то Елена Мельникова рекомендует отметить, что данная ситуация приобретает массовый характер, и подать заявления всем пострадавшим и направить аналогичные в прокуратуру.
– Это для всех участников дела очень травмирующая ситуация, – отмечает юрист. – Я бы рекомендовала в таких случаях решить дело миром, то есть, как предложили в вышеописанных случаях, установить два надгробия. Живые постоянно делят квартиры, бизнес, детей, но если мертвые начинают делить могилы – это дно и отсутствие морали и нравственности.
Однако, как убеждена Елена Мельникова, мертвых не стоит тревожить, но следует приложить все силы, чтобы призвать к ответственности живых виновников случившегося, чтобы таких ситуаций не повторялось.
Пресс-служба Главного управления региональной безопасности Московской области:
– С целью недопущения подобных случаев рекомендуем гражданам своевременно оформлять документы на участок. Установленные на местах захоронений памятники должны быть зарегистрированы в соответствующих книгах регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и вписаны в удостоверения о захоронениях.
Пресс-служба ГУ МВД России по Московской области:
– В дежурную часть поступило заявление от жительницы Клина, что на участке кладбища, где похоронен ее родственник, она обнаружила незаконное захоронение. Полиция проводит мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств.