Ветеран ВДВ: в Чечне было намного легче, чем на Украине

Эксклюзив
Общество
Станислав Красильников/ТАСС

Фото: [Станислав Красильников/ТАСС]

УКРАИНЦЫ ИЗБЕГАЮТ СХОДИТЬСЯ БЛИЗКО

Вернувшийся со спецоперации десантник из Лыткарина Виктор Смирнов (имя изменено) с позывным Эфиоп- ветеран чеченской войны. Сейчас Виктор находится в госпитале, где проходит лечение после ранения. Находясь на больничной койке, боец много размышлял, сравнивая эти две военные кампании, в которых ему довелось лично принять участие.

«Разница огромная. В Чечне нашим противником были дикие бандиты, которых мы вылавливали по горным ущельям. А здесь против нас воюют не только украинцы: такое ощущение, что еще и наемники со всего мира. Я во вражеских окопах даже темнокожих видел в натовской экипировке», – рассказывает десантник.

По сравнению с Чечней сейчас у противника и вооружение совершенно другое. В 90-е у чеченцев не было тяжелой техники – самолетов, танков, вертолетов. Виктор вспоминает, что боевые действия тогда велись фактически одними автоматами. Задача была в том, чтобы успеть перестрелять противника, пока он не перестрелял тебя.

«А сейчас работает артиллерия, «минометка». В контактные боестолкновения мы друг с другом почти не вступаем – украинцы избегают сходиться близко. Хотя по мне уж лучше контактный бой, чем сидеть ждать, пока по тебе миномет не начнет работать», – говорит солдат.

БОЙ КАК КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА

Десантник признает, что за эти 8 лет, прошедших с 2014 года, украинцы успели нарастить мощную профессиональную армию. Так, узкие военные специалисты, например артиллеристы и минометчики, проходили подготовку в Польше, в натовских учебных центрах. Ну и естественно, что Запад накачал Украину оружием.

По словам Эфиопа, во время чеченской кампании нельзя было и представить то, что может вытворять современное оружие. Например, минометы Д-30, дальность удара которых составляет до 30 километров. И это не просто мощные, а высокотехнологичные вещи, которыми сейчас обладают украинцы.

«Связь у них через спутники проходит. Они свои цели видят на планшете и пальчиком орудия наводят. Словно в компьютерной игре», – с горечью говорит солдат.

И ИХ И НАШИ ГЕНЕРАЛЫ ВЫШЛИ ИЗ ОДНОЙ «ПЕСОЧНИЦЫ»

Помимо технологических отличий, есть еще и психологические. Как говорит Эфиоп, чеченские боевики были практически фанатиками, они были уверены в своей правоте и воевали, как звери. В плен почти не сдавались, у них менталитет другой.

«В украинцах я не чувствовал такой уверенности. Там же много мобилизованных – простых парней, которых заставили воевать. Они не фанатики, они хотят жить. Поэтому украинские солдаты, как наемники, так и призывники, довольно часто сдавались нам в плен», – поясняет десантник.

Еще одна сложность СВО – пусть подготовку украинских солдат и вело НАТО, но украинские генералы все поголовно окончили советские военные академии.

«Те же, в которых учились и наши генералы. То есть военное мышление – стратегия, тактика – и у них, и у нас одинаковое. И они могут поэтому просчитывать наши ходы. Впрочем, как и мы их ходы», – говорит десантник.

Самый же удивительный парадокс, что в СВО плечом к плечу сейчас сражаются люди, бывшие когда-то противниками в Чечне.

«И у нас в подразделении есть чеченцы, которые в 90-е воевали против нас. Они говорят, что время тогда было такое. А сейчас они «за Россию навсегда», – подытоживает десантник.