Вокруг света за 45 минут: преподаватель географии из Подольска стал учителем года Подмосковья

Общество
Из личного архива Павла Красновида

Фото: [Из личного архива Павла Красновида]

Впереди у Павла Красновида из гимназии им. Подольских курсантов федеральный этап конкурса и борьба за титул лучшего педагога страны. О своих школьных годах, о планке, которую задали предшественники, и современных методах обучения географ рассказал корреспонденту «Подмосковье неделя».

«ЗАСЫПАЛ С УЧЕБНИКОМ В РУКАХ»

Павел Красновид никогда не думал, что станет географом. Его будущую профессию предопределил рядовой случай, когда герой еще учился в восьмом классе.

– Курс географии для восьмого класса посвящен физической географии России, и к тому моменту я уже два года буквально засыпал с учебником за девятый класс, – говорит Павел. – Но не потому, что я любил географию, а потому, что в разделе «ВПК» (военно-промышленный комплекс. – Прим. ред.) было сказано, что Климовск – «центр разработки стрелкового вооружения РФ». Мне нравилось перечитывать этот параграф, переполняло чувство гордости, что среди крупнейших экономических центров, перечисленных в учебнике, есть и наш город.

На судьбоносном уроке учитель географии Вера Механошина проверяла домашнюю работу учеников. Дошла очередь и до буквы «К».

– Я встал, направился к учительскому столу сдавать контурную карту, – вспоминает Красновид. – Вера Петровна долго проверяла работу, наконец, не поднимая глаз, обратилась с вопросом: «Паша, ты вообще учебник читаешь?!» Тут я понял, что все неправильно. Все, чему я посвятил весь вечер, тщательно растирая ваткой стружку цветных карандашей, подписывая объекты печатными буквами, которые никак у меня не получались... «Да, читаю...» И тут на весь класс громко и четко прозвучал приказ: «Тогда ты идешь на олимпиаду».

За городской олимпиадой была областная. Павел выиграл обе.

– Наука, к которой я проявлял лишь небольшой интерес, стала жизнью, – говорит географ. – Я побывал в Западной, Южной и Восточной Европе, на Ямале, Кольском полуострове, на Кавказе и в Крыму, на Урале и в Западной Сибири, в Северной и Экваториальной Африке – большой список... Я сбежал из МГУ в педагогический университет только затем, чтобы преподавать географию в родной школе, чтобы так же, как Вера Петровна, «отыскивать» в классе ребят-географов. Чтобы просто работать и служить детям и любимой школе.

«РЕШИЛИ ЗА МЕНЯ»

Павел работает в гимназии им. Подольских курсантов восьмой год. Его родители были против этой профессии даже несмотря на то, что мама – учитель английского языка, а дедушка был учителем начальных классов. Прислушавшись к родным, Красновид поступил на географический факультет МГУ им. Ломоносова. Окончил бакалавриат и втайне от родителей «сбежал» на пятый курс в МПГУ им. Ленина (Московской педагогический государственный университет. – Прим. ред.). Учительские гены оказались сильнее, признается Павел.

– С первого дня возвращения в школу я взял руководство над Музеем Подольских курсантов, который в 1965 году был первым музеем курсантов Подольских военных училищ в СССР, – говорит географ. – С 1 сентября 2011 года отдаю все силы урокам, школе и музею, с которыми связан уже так, что не разорвать никогда.

С 2013 по 2015 год Красновид управлял строительством на территории школы мемориального комплекса, посвященного подвигу Подольских курсантов. Вместе с детьми он разравнивал землю и удалял сорняки. Памятник открыли в канун 70-летия Великой Победы.

– Хотелось отдохнуть после этого «трудового подвига» и посвятить себя урокам, – продолжает Павел. – Я сначала отказывался от участия в конкурсе «Педагог года». Но в прошлом октябре раздается звонок и женский голос интересуется, почему я не на совещании. На мое «Какое совещание, у меня урок через пять минут?» ответ был неожиданным: «Мы собираем всех участников муниципального этапа конкурса». Оказалось, Наталья Анатольевна (директор гимназии. – Прим. ред.), видимо, не выдержав долгих уговоров, подала заявку за меня. Но я до сих пор не считаю, что делаю что-то экстраординарное. Просто отдаюсь школе без остатка, делая попытки соответствовать той планке, которую мне и всему коллективу нашей школы задали предшественники, то есть мои учителя.

С ГАДЖЕТАМИ НА ТЫ

Кроме краеведения, лучший учитель Подмосковья увлекается геральдикой.

– Разгадать значение символа все равно, что решить ребус, – говорит Павел. – А создать географический герб изученного природного региона, экономического района или целого государства – это ли не простор для творчества, развития ассоциативного мышления и умения обобщать информацию?

На своих уроках Красновид активно использует современные технологии.

– А как еще общаться и учить детей XXI века? – спрашивает Павел. – Интернет давно стал помощником на уроке, начиная от космических снимков и 3D-моделей от Google и заканчивая специальными приложениями для смартфонов. В старших классах телефон становится нашим помощником при освоении нового материала – огромное количество программ ярко и информативно раскрывают факты, статистические данные о регионах России или странах и отраслях мировой экономики.

Несмотря на внедрение цифровых технологий в образование, географ признается, что остается приверженцем традиционной советской педагогики и считает, что учитель всегда будет исполнять роль наставника.

– Нужно быть еще и другом ученикам, – уверен Павел. – Уметь разделять проблемы и беспокойства ребенка, беседовать с ним на равных. Мы, педагоги, отличаемся от наших ребят лишь тем, что старше, опытнее и мудрее.