Все включены: как устроена работа одного из лучших детсадов в России

Общество
Денис Трудников/Подмосковье сегодня

Фото: [Денис Трудников/Подмосковье сегодня]

«Смотрите, небо голубое», – говорит детям на прогулке учитель-дефектолог, делая акцент именно на цвете. На группу из 10 ребят приходится почти такое же количество заболеваний – ДЦП (детский церебральный паралич. – Прим. ред.), аутизм, синдром Дауна. Им трудно познавать окружающий мир, но почти каждый из них за время пребывания в детсаду № 8 сделал огромный шаг в своем развитии. Здесь особенные дети получают социальные навыки вместе с обычными сверстниками. Почему это идет на пользу всем, выяснял корреспондент «Подмосковье сегодня».

МОЖНО ТРОГАТЬ

По пятницам в детском саду подводят итоги очередной тематической недели. На повестке дня – чаепитие. Учитель-дефектолог Елена Сохрякова подготовила для ребят театрализованное представление с музыкой, игрушечным сервизом и тортом. Яков* сидит на коленях у педагога и стучит в бубен, приглашая гостей к столу. Два месяца назад он не давал к себе прикоснуться.

– У ребенка расстройство аутистического спектра, повышенная сенсорная чувствительность, – говорит руководитель учреждения Ирина Виноградова. – Трогать себя не давал. Работа с психологом и постепенное включение в групповые игры дают результаты.

Рядом с Яковом сидит Аня, у которой синдром Дауна. Она не боится камеры и улыбается журналистам.

– Аня у нас тоже с сентября, – продолжает Виноградова. – Когда пришла, только плакала. Сейчас претендент на переход на следующий этап инклюзии.

КОМНАТА ОТРЫВА

Детский сад № 8 открылся в Красногорске в 2013 году как обычное дошкольное учреждение. Скоро набралась первая группа особенных ребят. В 2016 году садик получил дополнительные помещения в соседнем жилом доме. Сейчас здесь располагаются восемь коррекционных групп: четыре кратковременного пребывания и четыре логопедические. Их посещают более 100 детей.

– Работают психологи, логопеды и дефектологи, – рассказывает Виноградова. – Занятия проводятся в игровой форме. Детей с тяжелыми расстройствами педагоги сопровождают постоянно. Если развитие позволяет, дополнительно занимаемся, например, математикой.

Помещения адаптированы для детей с различными недугами. В одном зале игрушечная кухня, магазин и светофор для закрепления повседневных задач. Соседний класс, наоборот, почти пустой – только парты и доска – для аутистов: их ничто не должно отвлекать. Дальше по коридору «мягкая» комната с сухим бассейном. В ней гиперактивные дети «отрываются» и выплескивают лишнюю энергию.

ИДЕАЛЬНЫЙ МАРШРУТ

В какую группу направить ребенка, определяет территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Начальный этап – группы кратковременного пребывания (ГКП), где с ребятами занимаются по четыре часа в день. Сюда попадают с серьезными умственными, психическими и физическими нарушениями. В логопедическую, как правило, – с нарушениями речи.

– Дети из обеих групп каждый день общаются между собой, – говорит Ирина Виноградова. – На прогулках и массовых мероприятиях контактируют и со здоровыми детьми из соседнего корпуса. Если через какое-то время мы понимаем, что ребенок научился координировать свою деятельность и он социально не опасен, то переводим его в логопедическую группу. Есть прогресс с речью, то дальше к обычным детям.

Идеальный маршрут: ГКП – логопедия – обычная группа – общеобразовательная школа. Такие примеры за время работы садика уже есть.

– Два года назад Глаша успешно поступила в обычную школу, – говорит Виноградова. – Сейчас учится во втором классе. У нее нарушение опорно-двигательного аппарата и были нарушения речи. Конечно, такой пример единичен. Большинство нуждаются в сопровождении всю жизнь. После детского сада они продолжают учебу в коррекционном центре. Мы сотрудничаем с местным центром «Созвездие».

ЗЕРКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Есть в детском саду основные претенденты на перевод в логопедию и в этом году. У Коли ДЦП, два месяца назад он не мог сказать практически ни слова.

– Сейчас он говорит фразы, например «дай мне», – говорит учитель-логопед Анастасия Чернова. – Ему помогают занятия с логопедическим зеркалом: когда через отверстие он видит лицо педагога и может правильно повторять за нами мимику.

Несмотря на проблемы опорно-двигательного аппарата, Алина уверенно идет по идеальному маршруту – ее уже перевели в логопедию. Если развитие продолжится, в следующем году она пойдет в обычный детский сад.

– Речь – высшая психическая функция, – отмечает учитель-логопед Татьяна Зайцева. – Если у ребенка есть какие-либо отклонения в развитии, речь страдает в первую очередь, поэтому упор делаем именно на нее. Много общаемся, «оречевляем» каждый предмет, разыгрываем сценки с персонажами.

РЕБЕНОК – РЕБЕНОК

По словам Виноградовой, главное в инклюзивном образовании не столько взаимодействие педагог – ребенок, сколько общение между детьми.

– Они помогают и развивают друг друга, – поясняет Ирина. – Алине дети отодвигают стул, чтобы она села. У Гоши серьезные нарушения, ходит только за руку. Его вызываются водить сами дети.

Для многих логопедическая группа – потолок. При определенных недугах активной речью овладеть невозможно. Иногда логопеды в такой ситуации отчаиваются.

– Особенно новенькие, – поясняет Виноградова. – Подходят и говорят: «Они все равно не заговорят». Тогда я рассказываю историю. Лежит человек после травмы, не может ходить. И ничего не делает – ни массаж, ни процедуры. А тут – бац! Изобрели лекарство, которое ставит на ноги. Но ему уже не поможет, мышцы атрофировались.

Кому поведенческие особенности не позволяют общаться с другими детьми, занимаются по индивидуальной программе. В соседнем классе такого урока ожидает Игорь. Ему шесть, интеллект развит на два года – аутизм. Игорь хватает мяч, тут же кидает и начинает хаотично бить руками по полу.

– Сначала я также ложилась на пол и повторяла его движения, – говорит учитель-дефектолог Оксана Курилова. – Были как два существа с разных планет, которые пытаются найти общий язык. Со временем Игорь начал доверять, реагировать на голос.

Педагог тихо начинает петь. Игорь успокаивается и на свой лад подхватывает мотив. Можно начинать занятие.

С ДРУГОГО КОНЦА

Колоссальную психологическую работу сотрудники сада проводят с родителями в том числе здоровых детей.

– Родители особенных деток часто не могут смириться с диагнозом своего ребенка, – говорит Виноградова. – И сразу отдают их в общие группы. По закону это можно. Но велик шанс, что ребенок будет деградировать еще больше, попадет в ситуацию неуспеха. Инклюзивное образование позволяет попробовать все варианты жизни и понять, где на данном этапе ребенку лучше всего. С другой стороны, есть родители здоровых детей, которые не хотят, чтобы их здоровые дети общались с особенными. Важно донести, что такое общение помогает воспитывать сопереживание и толерантность.

По словам Виноградовой, сгладить углы помог конкурс. В октябре Красногорский детский сад № 8 занял второе место во всероссийском конкурсе «Лучший инклюзивный детский сад».

– Мы авторитетно заявили, что система работает на благо всех, – заключает руководитель детсада. – Для особенных детей это социализация и интеграция, для здоровых – эмпатия и толерантность.

*Все имена детей изменены по просьбе сотрудников детского сада

– Поздравляю коллектив Красногорского детского сада № 8 с заслуженной победой, – говорит первый заместитель председателя правительства Московской области – министр образования Московской области Ольга Забралова. – Вы продемонстрировали всей России, на каком высоком уровне в нашем регионе ведется работа по включению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в систему образования. Мы будем продолжать делать подмосковные образовательные организации доступными для детей вне зависимости от их потребностей. Важно, чтобы каждый ребенок, приходя учиться, чувствовал себя комфортно и получал все необходимые знания.