Вызвал огонь на себя: вдова героически погибшего мобилизованного из Шатуры рассказала о его подвиге

Эксклюзив
Общество
из архива семьи Смирновых

Фото: [из архива семьи Смирновых]

Орден Мужества, которым посмертно наградили мобилизованного из Шатуры Евгения Смирнова, торжественно вручили сыну героя – 13-летнему Антону. Вдова погибшего рассказала, с какими словами он ушел на фронт, как в луганской деревне спас быка Сережу и какой мужественной, и одновременно жертвенной смертью он погиб.

НАС ВСЕ ЖДУТ

Когда 21 сентября объявили мобилизацию, супруге Евгения Смирнова стали приходить сообщения от друзей и родных: «Алена, мы беспокоимся за Женю, его, наверное, мобилизуют».

«А я не верила почему-то. Вообще не вникала в спецоперацию, не следила за новостями. У меня работа с утра до вечера, двое детей. Тут уж не до телевизора. Я читала эти сообщения и отвечала, чтобы не беспокоились – никуда Женя не уйдет», – вспоминает Алена Смирнова.

Евгений был резервистом – он периодически ездил на военные сборы. Наверное, поэтому ему летом несколько раз звонили из военкомата – предлагали заключить контракт и отправиться добровольцем на СВО.

«Но муж категорически отказывался, говорил, что у него семья и дети на первом плане. И 21 сентября я его спросила: «Жень, ты ведь не пойдешь?» А он ответил, что если получит повестку, прятаться не будет», – говорит Алена.

23 сентября они увидели в окно, как из подъезда соседнего дома вышел полицейский и женщина в гражданском. Алена и Женя с замиранием сердца смотрели, как они пересекают двор и заходят в их подъезд. А через минуту раздался звонок.

«Женя открыл дверь и сказал: я вас ждал. Женщина посмотрела ему в глаза и ответила: нас все ждут. Он расписался в повестке. Я тут же зарыдала. Он обнял меня, гладил по спине и говорил, чтобы я успокоилась, он скоро вернется, и все будет хорошо», – вспоминая те минуты, снова плачет Алена.

На следующий день Женя уехал. И с того момента Алена жила как во сне. Никогда за все 14 лет их совместной жизни они не расставались больше чем на несколько часов.

ГОВОРИЛИ, ЧТО ДОЛГО НЕ ПРОЖИВЕМ

«Мой муж был такой… такого мужа, как у меня, мало где встретишь. Мы периодически собираемся с близкими, вспоминаем Женю. И представляете, сколько ни пытались, ничего плохого о нем так и не смогли вспомнить», – качает головой вдова.

Они познакомились в кафе 7 февраля 14 лет и 10 дней назад. Женя пригласил Алену на медленный танец, потом проводил домой, а через неделю они уже стали жить вместе. А на его день рождения, 8 марта, Алена сообщила, что беременна.

«Все вокруг нам говорили, что долго не проживем. Что Женя со мной только из-за беременности. А я с ним тоже только из-за беременности. Что все у нас слишком быстро случилось. Но мы как-то жили и жили счастливо и спокойно. Сын рос, скоро и дочка родилась. И потом уже все стали умиляться, мол, вы даже внешне похожи, словно созданы друг для друга», – сквозь слезы улыбается Алена.

Женя трудился комплектовщиком на рошальском заводе «Аметист», Алена – продавщицей в продуктовом магазине. Зарплаты в Рошале далеки от московских. Но супруги, растя двух детей, как-то умудрились постепенно скопить и на машину, и на квартиру, которую взяли в ипотеку. Никто им не помогал, все сами.

Каким был Женя? Верным, добрым, спокойным, надежным, любящим – перечисляет вдова. Всегда помогал по дому: и готовил, и убирался, и стирал, и полы мыл – для него не было «немужской» работы. Алена вспоминает, как трогательно он ухаживал за цветами. Удобрял, пересаживал, поливал только колодезной водой, ни в коем случае не водопроводной. Разведение комнатных цветов было его страстным хобби. Сейчас, когда Жени уже нет, Алена ездит на колодец, набирает воду, чтобы поливать его цветочки.

БЫК СЕРЕЖА

«Уже 8 октября Женя оказался за лентой. Звонил мне периодически. Рассказывал только хорошее. Например, про быка. Они дислоцировались в луганском селе. И в сарае оказался бык. Видимо, хозяева уехали в спешке, а животное бросили. Сослуживцы Жени хотели быка зарезать, есть-то было нечего. А он не дал. Назвал быка Сережей и носил ему сено. Ему всех было жалко», – улыбается Алена.

Уже потом она узнала, что в месте, где дислоцировался муж, шли жестокие бои. Он-то все время говорил ей, что тут тихо. Она слышала в трубку грохот артиллерийской канонады, но Женя ее успокаивал, мол, это далеко стреляют, это отголоски.

«Потом мне рассказали, что Женя был всегда очень грустный после разговоров со мной. Говорил: звоню ей, а она постоянно плачет, будто что-то предчувствует. А я и предчувствовала», – вздыхает вдова.

Ее сердце дрогнуло и остановилось, когда в чате для жен и матерей мобилизованных она прочитала сообщение «Кто знает Алексея из Рошаля?». Это был друг Жени, его сослуживец. Где Женя, там и Леша – так всегда было. Удивительно, что и мобилизовали их вместе.

«Женщина из чата написала, что Алексей ранен, просила сообщить родным. Я, едва дыша, написала: а с остальными что? С остальными – неизвестно. И уже потом мне с чужого номера позвонил Алексей и слабым голосом сказал в трубку: ищите Женю», – вздрагивает от воспоминаний Алена.

Алексей рассказал, что в их блиндаж попал снаряд. Там находились он, Женя и два мобилизованных из Егорьевска – Илья и Николай. Что стало с ними, Алексей не знал. Он очнулся уже в госпитале.

ДЕРЖАЛИ ВРАГА, ПОКА ПО НЕМУ ЦЕЛИЛИСЬ

А потом Алену официально известили, что ее муж погиб.

«Полковник из его части рассказал, как это случилось. Войска ВСУ наступали, перед ними был только блиндаж с Женей и остальными тремя. Они не отступили, не убежали. Наоборот, отстреливались до последнего. Противник подошел совсем близко. И тогда по нему ударили «Солнцепеком». В зону поражения оружия попал и блиндаж», – передает Алена.

По словам полковника, Евгений, Николай, Илья и Алексей принесли себя в жертву, чтобы подманить противника настолько близко, что он оказался в зоне поражения. Держали врага, пока по нему целились.

Погибнуть должны были все четверо героев. Но Алексей чудом остался жив. В момент удара на него повалились тела сослуживцев и закрыли его от огня.

Это случилось 23 ноября. 7 декабря в Рошаль привезли тело Евгения Смирнова. Гроб поставили в зале спортивно-культурного центра. Всю ночь Алена сидела и смотрела на любимые черты через прозрачное окошечко в крышке гроба.

«Похороны прошли очень достойно. Я, правда, их не помню совершенно. Был глава городского округа, были поминки на 150 человек. Спасибо администрации, очень хорошо все организовали. И сейчас звонят мне, помощь предлагают», – кивает Алена.

На днях в Рошаль привезли орден Мужества, которым посмертно наградили Женю. Его вручили его сыну, 13-летнему Антону.

Вскоре мемориальные доски установят на заводе, где он работал, и на здании школы, где он учился. Вдове уже сказали, что по планам администрации улицу Урицкого, на которой живут Смирновы, переименуют в его честь.

ЭТО ПАПА НА НАС СМОТРИТ

А Алена хочет под турником в комнате, где занимался ее муж, сделать маленький мемориальный уголок. Она повесит туда фотографии Жени, положит его награды, ключи, которые он взял с собой на фронт. Ему сказали, что если взять ключи от дома, то обязательно вернешься.

Алена постепенно учится жить без мужа. Сначала получалось с трудом. Но все вокруг ей говорили: «Держись, у тебя же двое детей». Ради них надо жить. Она послушалась и живет – ради Антона и маленькой Маши.

«Антон после гибели папы вдруг принял решение стать военным и отправиться на фронт, чтобы отомстить за его смерть, - говорит Алена. - От таких его слов я вздрагиваю, надеюсь, что когда он повзрослеет, все уже кончится. А дочка… она верит, что Женя с нами. Вчера мы шли домой и на горизонте загорелась первая вечерняя звездочка. И Маша протянула к ней руку и сказала, что это папа, он с неба на нас смотрит…»

Ранее мы писали о герое из Щелкова, который пожертвовал собой ради спасения раненных товарищей.