За непропуск скорой – срок: что думают об ужесточении наказания водители и эксперты в Подмосковье
Фото: [Наталья Селиверстова/РИА Новости]
В Госдуме приняли закон об ужесточении наказания за препятствие проезду машине скорой помощи. Поправки подразумевают не только увеличение штрафов, но и реальный уголовный срок в зависимости от того, какой вред будет нанесен пациенту. Что думают об ужесточении наказания водители и эксперты в Подмосковье, узнал наш корреспондент.
ШТРАФЫ, ЛИШЕНИЕ И СРОК
По мнению депутатов Госдумы, новые санкции впредь позволят избежать подобных случаев. Согласно поправкам сумма штрафа с 500 руб. возрастет как минимум до 5 тыс. руб. Увеличат также срок лишения прав – теперь он составит до одного года вместо ранее установленных от одного до трех месяцев. В том случае, если по вине водителя здоровью пациента был причинен тяжкий вред, мерой наказания станет лишение свободы сроком до двух лет. Если человек погиб – до четырех лет. Член Общественной палаты Московской области Алексей Стрелков полностью разделяет позицию об ужесточении и новые поправки.
– В последнее время случаи, когда водители, экономя минуты собственного времени на дороге, не пропускают кареты скорых, участились, – уверен общественник. – Профилактические меры никак на ситуацию не влияют. Только в Подмосковье за этот год произошло более десятка ДТП, в которых автомобилисты проигнорировали спецсигналы. Видимо, изменить сознание наших граждан может только статья уголовного преследования.
НУЖНЫ РАЗЪЯСНЕНИЯ
Антон Селезнев из Электростали – таксист с 10-летним стажем – уверен: большинство водителей с пониманием воспримут новый закон. Однако его беспокоит важный вопрос: как быть в ситуации, когда водитель не имеет технической возможности уступить.
– Например, дорога узкая, фура на обочине, сломалась машина, некуда подвинуться во дворе, – рассуждает Селезнев. – Есть еще момент. Например, я знаю случаи, когда людям приходили штрафы за вынужденные нарушения. Пропуская скорую, они заехали за сплошную или пересекли стоп-линию на светофоре. Пока непонятно, как быть в этих случаях.
Опасения водителя разделяет и член Московской областной коллегии адвокатов Ирина Зуй.
– Полагаю, в предложенном виде инициатива правильная и разумная, но пока носит сырой и недоработанный характер. Разумеется, необходима переналадка камер, с тем чтобы штрафы не приходили за выполнение требований автомобиля со спецсигналами, если это технически возможно, – сказала Зуй.
История вопроса
О необходимости ужесточения законодательства за непропуск машин экстренных служб заговорили еще в 2017 году. Поводом стал трагический случай в Петропавловске-Камчатском. Там медикам не удалось вовремя добраться до пациента из-за автоледи, которая 10 минут не пропускала машину скорой во дворе. Потерянные минуты стоили жизни 21-летнему молодому человеку. Тогда уголовное дело на женщину все же завели, но виновной ее не признали. Вопиющие случаи водительского цинизма бывали и в Подмосковье. Так, в том же 2017 году на Горьковском шоссе под Ногинском водитель автомобиля Hyundai отказался перестраиваться в соседнюю полосу и пропустить машину экстренных служб. При этом в скорой находилась пациентка в тяжелом состоянии. Ее чудом удалось спасти. В прошлом году водитель Range Rover не поделил парковочное место с машиной скорой помощи на улице Дружбы в поселке ВНИИССОК Одинцовского района и попытался избить водителя скорой.
Мнения
Нисо Одинаева,
главный внештатный педиатр Министерства здравоохранения Московской области:
– Очень важно давать «зеленый коридор» каретам скорой помощи. Ведь от каждой секунды зависит жизнь человека. К сожалению, жесткий ритм движения на загруженных дорогах диктует свои правила поведения. Но милосердие, сострадание и доброта превыше сиюминутных интересов. Если вы видите скорую помощь, уступите дорогу.
Петр Шкуматов,
координатор движения «Общество синих ведерок»:
– Конечно же, люди будут получать штрафы и будут вынуждены их обжаловать. В довольно большом числе случаев эти штрафы отменяться не будут. К сожалению, об этом сейчас никто не думает. Необходимо вводить исключения и точнее трактовать понятие «крайняя необходимость». Потому что пропуск скорой – это и есть крайняя необходимость. Нужно улучшать качество администрирования относительно штрафов. К сожалению, пока нельзя научить камеры распознавать сложные ситуации на дороге. Это может сделать только человек.