«Жди меня» по-ногински: соцработники помогают пожилым людям найти своих родственников
Фото: [из архива пансионата "Ногинский"]
Мемуаротерапия – лечение воспоминаниями – широко распространена среди старшего поколения. В пансионате «Ногинский» методику усовершенствовали и расширили с помощью современных технологий. Специалисты пансионата находят старые фотографии, записи, контакты, и пожилой человек может совершить виртуальный тур по местам своей молодости. Как встретить своих родных в этом «путешествии во времени», узнал корреспондент «Подмосковье сегодня».
ПОИСК ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
Воспоминания инвалида детства Александра Керова не отличаются разнообразием. Сначала детский дом, потом интернат, сейчас он живет в пансионате «Ногинский». Как и у большинства детдомовцев, голубая мечта Александра – найти маму. Рано оставшись один, он даже не успел запомнить, как она выглядела, и всю жизнь пытался ее найти. Он съездил в город, в котором родился, и там узнал адрес, где его семья сейчас живет в Москве.
– Я долго звонил в дверь, но мне никто не открыл. Позже выяснилось, что там живут совершенно чужие люди, – рассказывает мужчина о поездке.
Когда год назад в пансионате стали широко применять методику интерактивно-виртуальной мемуаротерапии, Александр обратился за помощью к специалистам.
ДЕЛО ТЕХНИКИ
– Компьютеры, интернет-ресурсы, базы данных и соцсети мы стали использовать на занятиях по мемуаротерапии, идя навстречу нашим подопечным. Когда наши бабушки вспоминали свою жизнь, например, в Барнауле или в Москве, то вздыхали и жалели, что нельзя вновь увидеть тех мест. Как же нельзя? Современная аппаратура позволяет найти улицы, институты, заводы и дома тех лет, – говорит техник пансионата Ольга Бицина.
По наблюдениям медсестры «Ногинского» Анны Бабыкиной, эффективность методики как психологической реабилитации значительно выросла.
– За счет теплых воспоминаний улучшается настроение и, как следствие, физическое состояние. Вносится разнообразие в досуг. Да и просто старшему поколению приятно увидеть свои родные места. Но еще важнее для них возможность что-то узнать о своих близких, – говорит Бабыкина.
Пожилые люди просят найти своих отцов и дедов: кто где служил, какие награды получил. Здесь помогают сайты с архивами документов об основных боевых операциях, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной войны. Был случай, когда женщина увидела на старой пожелтевшей фотографии свою тетю. А проживающей в пансионате воспитаннице детдома специалисты помогли найти в «Одноклассниках» ее сестру. По документам пенсионерка знала, что у нее есть родственники, но никогда их не видела.
ОДНО ЛИЦО
Чтобы состоялась встреча семьи Керовых, сотрудники «Ногинского» сделали все возможное. Специалист пансионата Татьяна Грицук помогла Александру восстановить документы, найти в интернете информацию о том, в какие инстанции нужно обратиться. Долго не могли определить, жива его мама или нет. В результате 80-летняя женщина нашлась. Она жила в столице в коммунальной квартире. Появление прямого наследника очень встревожило ее опекунов, хотя Александр сразу заявил, что ни на что не претендует. Несмотря на их уверения, что сын ненастоящий, этим летом Керовы встретились.
– Как только мы увидели друг друга, у нас не осталось никаких сомнений, что мы родные люди. Ведь мы на одно лицо, – вспоминает Александр.
Мать и сын провели тот день вместе. Александр рассказал ей про свою жизнь.
– Я говорил и не мог наговориться, вместе с мамой все в моей жизни стало важным, ничего не хотелось упустить. Она рассказала, как рада, что я пришел. Как она вспоминала меня. Думала, как сложилась моя судьба, на кого я похож внешне, – говорит Александр Керов.
В следующий раз встретиться они решили осенью. Но этим планам не суждено было сбыться – женщина умерла. Ее сын до сих пор не может в это поверить. Слабым утешением для него является то, что все-таки успел найти свою маму.
– Теми или иными мерами социальной поддержки охвачена практически треть населения области – это 2,4 млн человек, – говорит Ирина Фаевская, министр социального развития Московской области. – Очень важно, чтобы соцработник не терял своих профессиональных качеств, к коим я отношу милосердие и желание помочь. Большинство наших сотрудников именно такие.