Жительница Подмосковья сменила офис на бензопилу ради деревянных медведей

Общество
из личного архива Маргариты Алениной

Фото: [из личного архива Маргариты Алениной]

Жительница Подмосковья Маргарита Аленина в 28 лет решила бросить работу в комфортном офисе и взяться за бензопилу. Сегодня она успешный скульптор по дереву и льду. Как она решилась на такой шаг и насколько это опасная работа для девушки, узнал корреспондент «Подмосковье сегодня».

МИШКИ И ПОСТУПЛЕНИЕ

В Талалихино Маргарита Аленина живет с рождения. Здесь окончила среднюю школу, потом отучилась на маркетолога в близлежащем Чехове и начала работать в офисе. Однако Маргариту всегда тянуло к творчеству. По ее словам, это семейное – папа и сестра занимались в художественной школе.

– Поворотный момент случился в декабре 2015 года, – вспоминает Аленина. – В поселке Богородское я увидела вырезанных из дерева мишек, в которых сразу влюбилась. Захотела научиться делать таких же, но долго не могла найти где.

Оказалось, что этому мастерству обучают в Москве в Высшей школе народных искусств. Но для поступления в вуз необходимо было пройти специальные курсы.

– Необходимых знаний и навыков у меня не было, поэтому подготовительные курсы были нужны, – говорит Аленина. – За полгода я овладела контурной, геометрической и кудринской резьбой по дереву и успешно поступила. К этому времени фирма, где я работала, закрылась. Поэтому я переехала в общежитие и сосредоточилась на учебе.

НЕ РАБОТА, ТАК ВЫСТАВКИ

Маргарита планировала освоить главные азы мастерства за первые полгода и попробовать найти работу по специальности. Но план провалился.

– Чтобы хорошо освоить промысел, пришлось все время посвящать рисунку, лепке и резьбе по дереву, – поясняет Аленина. – Сейчас могу сказать, что если бы работала, то не добилась такого результата.

Зато за время учебы Маргарита старалась не пропускать ни одной выставки, лично проводила мастер-классы для детей по резьбе по дереву. На одном из соревнований девушке даже пришлось создавать скульптуру изо льда, а также писать научную статью для конференции про большие деревянные скульптуры.

– Однажды я даже ездила в Финляндию на «медвежий фестиваль». За три дня нужно было сделать две скульптуры медведей изо льда, причем на вторую давали только полтора часа в последний соревновательный день, – рассказала Аленина.

Как говорит Маргарита, ледяные фестивали отличаются от деревянных прежде всего тем, что лед режется легче.

– Но, пожалуй, одно из самых необычных мероприятий, в которых я приняла участие во время учебы, – Международный фестиваль по корнепластике «Рут Фест». На нем мы обсуждали различные скульптуры из корней. Это был необычный опыт, так как увидеть среди кучи коряг что-то интересное задача не простая, – вспоминает Маргарита.

ТОНКОСТИ И ВДОХНОВЕНИЕ

Вуз Аленина окончила полгода назад с красным дипломом. В качестве дипломного проекта делала музыкальную шкатулку «Щелкунчик».

– На это у меня ушло несколько месяцев. Сначала пришлось рисовать много набросков, затем лепить из пластилина, – поясняет Маргарита. – Меняла несколько раз проект – хотела вырезать на шкатулке то три луны, то две елки, два мышиных короля, три балерины, а в итоге выбрала девочку в ночнушке.

Как добавляет Аленина, темы для своих работ она выбирает спонтанно, под настроение. Все скульптуры индивидуальные, время резьбы зависит от деталей, проработки, от сложности и размера.

Сейчас в основном Маргарита посвящает себя большим формам: делает скульптуры на заказ. По типу тех, что когда-то увидела в поселке Богородское.

– Вообще такие скульптуры очень востребованы. Но скоро новый ледово-снежный сезон. Идет подготовка к выставке «Ладья. Зимняя сказка» и «ГрадМастеров» в Подольске – времени на частные заказы нет, – добавила Аленина.

ОПАСНОЕ ДЕЛО

Как говорит Маргарита, девушек в этой сфере искусства очень мало. Все дело в травмоопасности.

– Даже работая с небольшими вещами, можно порезаться ножом или стамеской, – говорит Аленина. – Первая моя травма – ножовка соскочила и разрезала кожу на руке, пришлось уйти на больничный на две недели. А ведь над большими скульптурами мы работаем бензопилой. Например, в этом году на фестивале в Увате задела себя ею по ноге. Хорошо, что у меня были специальные защитные штаны и пострадали только они. Кстати, в России нет строгих требований к защитной форме. Но технику безопасности лучше соблюдать.

Работа с большими скульптурами в целом не из простых. Например, для деревянных изваяний, как правило, применяют липу, которую предварительно нужно очистить от коры и просушить в течение нескольких лет.

– Потом все начинается с топора. По шаблону им отсекается все лишнее. Если скульптура большая, то здесь в ход идет бензопила, – рассказывает Аленина. – Детали уже дорабатываются с помощью стамесок и ножей.

В будущем Маргарита планирует подготовить коллекцию скульптур и игрушек по чеховским рассказам и организовать выставку в городском парке.