Житель Подмосковья собрал у себя дома самую большую в России коллекцию велосипедов и теперь мечтает о музее

Общество
Кирилл Искольдский/Подмосковье сегодня

Фото: [Кирилл Искольдский/Подмосковье сегодня]

Проезжая мимо нас на двухметровом велосипеде 1886 года выпуска, житель Одинцовского округа Андрей Мятиев улыбается и отпускает руль. Сердце уходит в пятки. Мужчина тормозит и с легкостью спрыгивает с седла. Вот уже тридцать три года Андрей собирает велосипеды разных эпох и стран. В его коллекции (самой большой в России) более 780 двухколесных «коней». С чего началось увлечение коллекционера, узнал корреспондент «Подмосковье сегодня».

«ПАУК», «ПЕЖО» И РЕВОЛЮЦИЯ

– В России этот велосипед английского происхождения называли «Паук», за сходство большого колеса с паутиной, – представляет нам коллекционер Андрей Мятиев своего двухметрового любимца, больше похожего на цирковой атрибут. – Я его нашел в дачном поселке под Питером, собрал, отреставрировал, а сейчас на нем даже в гонках участвую.

Мятиев подводит нас к следующему уникальному экспонату своей коллекции – деревянному транспортному средству кустарного производства 1900–1910 годов. Предположительно велосипед сделан в Архангельской или Вологодской области. Следующий экспонат – «Самокат Жерара 1900 года».

– Его, кстати, изготавливала компания «Пежо» – известный автопроизводитель, – рассказывает Мятиев. – Они были распространены во французской и русской армиях во время Первой мировой войны. Очень удобны в использовании: если дорога хорошая – можно ехать на велосипеде, плохая – сложить его и нести на себе.

Всего в доме коллекционера в Подмосковье сейчас несколько сотен велосипедов – от дореволюционных до современных.

РОСКОШЬ, ХОТЯ И СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Как ни странно, знакомство с двухколесным транспортом у Андрея Мятиева началось с мотоциклов. Своего первого «железного коня» он приобрел в 13 лет на соседской гаражной распродаже.

– Мне очень хотелось отреставрировать транспорт, но я не знал, как это сделать, – говорит Мятиев. – В технических журналах прочитал про клуб «Следопыты автомотостарины». По­ехал и отдал мотоцикл им, а сам начал посещать кружок. Любил слушать рассказы старших товарищей о мотоциклах, машинах. Потом задумался: а почему не говорят о велосипедах? Возникла идея заняться поисками и реставрацией этого старинного вида транспорта. И началось...

Первой находкой Мятиева стал итальянский велосипед «Бьянчи», который был привезен в Россию в 1936 году неким советским гражданином. Будущий коллекционер купил его тогда на скопленные сорок рублей.

– Потом начал общаться с историками, узнал, что всего несколько десятилетий назад велосипед считался роскошью, а не просто средством передвижения и позволить себе его могли только люди высокого социального статуса, – рассказывает Мятиев. – Я понял, что искать новые экземпляры нужно в районе элитных дач. Изначально велосипеды доставались мне по бартеру. Бывало, приезжал с утра на собственноручно собранном советском велике «Украина», а уезжал на раритете военных лет.

ВЕЛОСИПЕДЫ И ЖЕНЩИНЫ

Сейчас Андрей Мятиев часто устраивает выставки в разных городах России. Посвящены они происхождению и развитию велосипедной отрасли.

– Тема эта очень благодатная, – говорит мужчина. – Можно сделать выставку на любой вкус: спортивные и военные велосипеды, аксессуары, велосипедная промышленность, велосипеды и правители, велосипеды и женщины.

Мятиев является автором нескольких книг по истории велосипедного дела, сейчас работает над серией по истории советской велосипедной промышленности. Седьмой год подряд устраивает исторический велопробег по улицам Москвы, на который съезжаются любители старинного вида транспорта со всей страны.

– Люди одеваются в костюмы разных эпох, добавляя в образы свою изюминку, – говорит коллекционер. – Можно увидеть даму в наряде начала двадцатого века, почтальона Печкина, трубочиста. Выглядит очень эффектно.

МЕЧТА ГАСТРОЛЕРА

Главное желание Андрея Мятиева – создать музей велосипедов, ведь в России такого еще нет. Коллекционер говорит, чтобы разместить все его экспонаты, понадобится помещение площадью около двух тысяч квадратных метров. Аренду такого зала он один не потянет, поэтому надеется на помощь властей.

– Если бы удалось создать настоящий музей, можно было бы сделать постоянную экспозицию, – говорит Мятиев. – Выставки собирают огромное количество восторженных отзывов. Материала у меня действительно много, и он весь уникальный.

– То, что человек собрал такую солидную коллекцию велосипедов разных эпох и предметов, с ними связанных, вызывает большое уважение, – рассказал председатель Комитета Московской областной Думы по вопросам образования, культуры и туризма Олег Рожнов. – Безусловно, в этом есть ценность. На основе этой коллекции можно создать частный музей. Думаю, людям будет интересно.