Злой платит дважды: агрессивных педагогов предложили штрафовать

Общество

Случай группового избиения первоклассника в Химках по указанию учителя физкультуры вызвал в обществе шквал обсуждений. В Госдуме даже предложили ввести денежные штрафы для агрессивных педагогов. Автор идеи – заместитель председателя Комитета по образованию и науке Борис Чернышов. Как к возможным санкциям отнеслись учителя, родители и эксперты из Московской области, а также что они считают более действенным способом для снятия градуса напряженности, выяснил корреспондент «Подмосковье сегодня».

РАЗВЯЗАННЫЕ РУКИ

Виктория Тронова за полтора года практики в Куровской школе № 2 городского округа Ликино-Дулево сделала своих пятиклассников лучшим классом учреждения, а сама выиграла престижный областной конкурс «Педагогический дебют». Несмотря на кажущуюся легкость, с которой она находит с детьми общий язык, девушка сознается, что иногда сложно избежать конфликтов.

– Понимаете, дети разные, – говорит Тронова. – В параллельном классе есть мальчик, он на уроках математики вообще не слушается, рисует. Забираешь у него рисунки, начинает отнимать. Пытаюсь решить проблему, разговариваю с ним, советуюсь с коллегами.

Педагог считает, что система штрафов только развяжет руки родителям и детям.

– Конечно, руку поднимать нельзя, но когда тебе откровенно грубят, иногда можешь прикрикнуть, – говорит Виктория. – Но это уже будет считаться агрессией, и учитель станет заложником ситуации.

ГНАТЬ!

Подмосковные родители, которых мы опросили, разделились на два лагеря, но никто из них не поддержал инициативу полностью. Из 30 опрошенных 10 остались на стороне учителей с формулировкой «чаще виноваты дети». Остальные посчитали, что штраф – слишком мягкое наказание.

– Если причастность учителя точно доказана, то это должно быть пожизненное отстранение, – уверена Таисия Овчинникова из Химок. – А еще нужно провести полную проверку всего учреждения.

На радикальные меры по отношению к своим подчиненным готовы пойти и некоторые директора школ, если вина учителя будет доказана.

– В этом случае можно говорить только о пожизненном отстранении от педагогической деятельности, – говорит директор гимназии № 4 в Дзержинском Ирина Шувалова. – Если уж ты зашел в эту лодку, то плыви.

ЕСТЬ РЕЦЕПТ

По мнению учителя английского языка гимназии «Пущино» Марии Ахапкиной (учитель года России в 2015 году), вместо того, чтобы продумывать систему штрафов, педагогу надо думать о том, как избежать конфликтов.

– Существует множество предконфликтных стадий, которые нужно просто вовремя определить, – говорит Ахапкина. – Почувствовать настроение в классе. Выйти на диалог с ребенком, узнать о ситуации в семье, о взаимоотношениях со сверстниками. Может, это не грубость или нежелание учиться, может, дело в психологическом состоянии.

По ее словам, несдержанность учителя во многих ситуациях продиктована неправильной профессиональной оценкой.

– Учителя принимают оскорбления, которые иногда могут позволить себе современные дети, на свой счет, – добавляет педагог. – Негодование растет из урока в урок, как ребенок посмел мне такое сказать? Важно не воспринимать это как личное. Обидеться я могу на подругу детства, а не на ребенка из класса.

Ахапкина считает, что решить проблему можно только налаживанием диалога в треугольнике учитель – ребенок – родители и профилактикой профессионального выгорания.

– Родители тоже должны понять, что воспитание – это не только накормить и купить кроссовки, – говорит Ахапкина. – Они не должны полностью перекладывать его на учителей, но при этом в некоторых моментах, напротив, должны доверять педагогам больше. Учитель – это простой человек, у которого может случиться элементарное профессиональное выгорание, и, к сожалению, первыми под руку попадаются дети. Поэтому, прежде чем вводить штрафы, нужно продумать, как можно сделать так, чтобы учителя не сгорали на работе. Возможно, могут помочь занятия психологией. Педагогам необходимо как совершенствовать свои знания в этой области, так и иногда посещать данных специалистов.

– Механизмы финансовой стимуляции всегда были действенными в оценке труда любого работника, – говорит председатель Комитета Мособлдумы по вопросам образования, культуры и туризма Олег Рожнов. – Этот механизм применим и в отношении педагогов в Подмосковье. Мы поощряем учителей, кто выполняет свою работу качественно и без нареканий, кто подготовил «стобалльников», победителей олимпиад. Этот же метод должен работать и в случае некачественной работы. Те учителя, кто проявил агрессию в отношении детей, вовремя не увидел проявления буллинга в своем классе или стал причиной психологических страданий ребенка, помимо мер воздействия административного характера должен нести и наказание материального характера.

Решат ли проблему занятия с психологом?

– Ребенок копирует манеру общения и развивает эмоциональный интеллект вместе с родителями, – говорит член Ассоциации психологов Подмосковья, педагог-психолог Фарида Алиева. – Поэтому, если к школе ребенок не умеет общаться вежливо, уважать взрослых и соблюдать правила поведения в обществе, это однозначно работа с семьей. Значит, уроки психологии для детей будут нести лишь познавательный характер. Целесообразнее организовать занятия психологией именно для педагогов. Взрослые люди тоньше смогут прочувствовать конфликт. Отсюда я делаю вывод, что занятия с детьми познавательного плана могли бы нести смысл с точки зрения развития эмоционального интеллекта, а семинары и тренинги для педагогов – с точки зрения развития «ситуационных кейсов». Также было бы разумно для предотвращения профессионального выгорания обеспечить педагогам бесплатную психологическую помощь в определенных центрах.