Как можно не любить гонки, в которых вместо бензина используют метанол?

Сергей Савостьянов / ТАСС

Фото: [Сергей Савостьянов / ТАСС]

В выходные на стадионе «Зоркий» в Красногорске пройдет первый этап личного чемпионата мира по мотогонкам на льду. Если вы до сих пор ничего не слышали об этом спорте – самое время кое-что узнать и начать удивляться. Ледовые гонщики пренебрегают тормозами, бензином и механиками, двигаются строго против часовой стрелки, наконец, рискуют жизнью в каждом заезде.

МОТОГОНКИ НА ЛЬДУ ИЛИ ЛЕДОВЫЙ СПИДВЕЙ – не только одна из самых зрелищных дисциплин мотоспорта, но и самая сложная и опасная. Гонщики состязаются на ледяном треке, а колеса мотоциклов при этом покрыты трехсантиметровыми металлическими шипами, которые делают из твердых сплавов. На переднем колесе их обычно 120, на заднем – от 180 до 200.

БОЛЬШИНСТВО ШИПОВ РАСПОЛОЖЕНЫ НА ЛЕВОЙ СТОРОНЕ колеса, на правой – всего 13 - 15. Дело в том, что на мотоциклах «Ява», которыми пользуются гонщики, все необходимые переключатели находятся справа. При такой конструкции поворачивать налево элементарно удобнее. Поэтому и ездят пилоты только против часовой стрелки.

ЛЮБОЙ КОНТАКТ С ШИПАМИ ОПАСЕН для гонщиков, шипы чрезвычайно острые. Пилот рискует соприкоснуться с мотоциклом соперника, например, при входе в поворот на большой скорости. Чтобы транспортное средство не причиняло вреда гонщикам, оно оборудовано специальными пластиковыми щитками. И все же в истории мотогонок на льду были случаи гибели гонщиков.

МОТОЦИКЛЫ ДЛЯ СПИДВЕЯ НЕ ОБОРУДОВАНЫ ТОРМОЗАМИ. Затормозить на скорости 80 км/ч на вираже – значит, подставить под удар всех идущих за тобой гонщиков. После финиша пилоты просто отпускают газ. Для экстренного торможения у спортсмена под рукой имеется трос, замыкающий электрическую цепь мотоцикла.

МОТОЦИКЛЫ ЕЗДЯТ НА МЕТИЛОВОМ СПИРТЕ вместо бензина. У метанола элементарно больший КПД. Попробуйте представить специфический запах таких выхлопов.

ТОЛЬКО НА ЧЕШСКИХ «ЯВАХ» гонщики ездят потому, что это самый дешевый и самый пригодный к ремонту аппарат.

НА «ЯВАХ» ЗАВОДСКОЙ КОМПЛЕКТАЦИИ гонщики всех стран ездили до середины 90-х годов. Потом спортсмены стали сами вносить существенные изменения в конструкцию двухколесных машин. Конечно, у гонщиков есть команды механиков. Но настоящие мастера – как добрые крестоносцы: ухаживают за своими конями сами, постоянно подгоняя их под себя.

НАЛИЧИЕ ТОЛЬКО ДВУХ КЛАПАНОВ вместо привычных для остальных мотоциклетных видов спорта четырех – условие регламента соревнований, также как и всего лишь двухступенчатая коробка передач. Топливный бак рассчитан только на три литра для облегчения и, соответственно, ускорения мотоцикла.

МОТОГОНКИ НА ЛЬДУ ПОЯВИЛИСЬ В СКАНДИНАВИИ в 20-х годах прошлого века. Более точных сведений об их основателях нет.

В СССР ПЕРВОПРОХОДЦЕМ В ЭТОМ СПОРТЕ СТАЛ Сергей Бучин, который в январе 1939 года к удивлению публики выехал на лед в перерыве соревнований по конькобежному спорту. Уже через год на Московском ипподроме состоялись первые официальные соревнования.

ЭТАП ЛИЧНОГО ЧЕМПИОНАТА, КОТОРЫЙ ПРОЙДЕТ В КРАСНОГОРСКЕ, считается самым главным в мире соревнованием по мотогонкам на льду. Это достаточно старинный, классический чемпионат, который проводится более 50 лет. Нынешний розыгрыш – 51-й по счету. Вообще ледовые гонки стали четвертой всемирно признанной дисциплиной мотоспорта.

НАША СТРАНА В ЛЕДОВОМ СПИДВЕЕ, как в балете – впереди планеты всей. За всю историю этого спорта иностранные гонщики становились победителями личного чемпионата мира только семь раз! Остальные 43 триумф праздновали советские и российские спортсмены. Уже 15 лет российские мастера гонок на льду не знают поражений ни в личных, ни в командных чемпионатах мира. А в 2011 году россияне установили рекорд, заняв первые восемь мест.

ЛИДЕРОМ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЗОЛОТЫХ МЕДАЛЕЙ в личном ЧМ является уфимец Николай Красников – обладатель восьми чемпионских титулов и одной бронзы. В командном чемпионате мира Красников побеждал 11 раз. Рекордсмена, кстати, можно будет увидеть на трассе в ближайший уик-энд.

«ФИНТ» ЛАСТОЧКА, ВПЕРВЫЕ ИСПОЛНЕННЫЙ чехом Антонином Клатовски – один из самых зрелищных и популярных в мотогонках. После пересечения финишной прямой пилот встает на мотоцикл одной ногой, поднимая вторую назад. При этом мотоцикл продолжает движение на одном заднем колесе.

СТАДИОН «ЗОРКИЙ» ПРИНИМАЕТ этапы чемпионата мира уже несколько лет и уже стал одной из традиционных трасс для мотогонок на льду. Сооружение идеально подходит для подобных турниров из-за наличия большого бегового круга, морозильных установок, а также трибун на десять тысяч зрителей. Тем не менее с покупкой билетов лучше не затягивать. В прошлом году мест на всех не хватило и многие следили за заездами из-за забора.

Поделиться